Меню

Дефектовка роликовых конических подшипников

ДЕФЕКТАЦИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

При рядовой эксплуатации машин в сельскохозяйственном производстве наблюдаются внезапные и постепенные отказы подшипниковых узлов. При этом подшипник частично или полностью утрачивает работоспособность, т.е. не удовлетворяет хотя бы одному из предъявленных требований в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций. Необходимо своевременно предупреждать отказы подшипников качения. При эксплуатации неисправного подшипника через короткий срок выходят из строя многие детали узла, в том числе и корпус, рождая технологические сложности при восстановлении, удорожая стоимость ремонта. Поэтому очень важно знать основные виды повреждений и методы обнаружения.

При работе любых узлов трения на рабочих поверхностях протекают различные процессы изнашивания. В зависимости от нагрузки, скорости вращения, наличия смазочного материала и абразивных частиц в нём на поверхностях беговых дорожек и тел качения могут развиться окислительное и абразивное изнашивание, усталостное выкрашивание, приводящее к ускоренному увеличению зазоров, пластической деформации (смятию) и т.д.

В практике эксплуатации тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин подшипники качения, как правило, выходят из строя из-за комбинации различных видов изнашивания. Н рисунке 7.1. показаны характерные виды и формы изнашивания рабочих поверхностей.

а – окислительное изнашивание наружного кольца конического роликоподшипника; б – коррозия деталей подшипников, работающих во влажной среде и при резких перепадах температур; в – усталостное изнашивание дорожки качения наружного кольца подшипника; е – изнашивание беговой дорожки кольца при вибрации и перекосах; д – коррозионно-окислительное изнашивание кольца подшипника; ж – основидно-усталостное изнашивание (питтинг) тел качения при повышенных нагрузках; з – абразивно-окислительное изнашивание дорожки качения кольца; и – сколы борта наружного кольца; к – изнашивание сепаратора при трении скольжения о поверхность наружного кольца. Рисунок 7.1.- Виды изнашивания подшипников качения и их деталей
Рисунок 7.1. Виды изнашивания подшипников качения и их деталей: а – окислительное изнашивание наружного кольца конического роликоподшипника; б – коррозия деталей подшипников, работающих во влажной среде и при резких перепадах температур; в – усталостное изнашивание дорожки качения наружного кольца подшипника; е – изнашивание беговой дорожки кольца при вибрации и перекосах; д – коррозионно-окислительное изнашивание кольца подшипника; ж – основидно-усталостное изнашивание (питтинг) тел качения при повышенных нагрузках; з – абразивно-окислительное изнашивание дорожки качения кольца; и – сколы борта наружного кольца; к – изнашивание сепаратора при трении скольжения о поверхность наружного кольца.

Техническое состояние подшипников качения выявляют внешним осмотром, проверкой на шум и лёгкость вращения, измерением радиального зазора (радиальных) и монтажной сборочной высоты (конических) подшипников, диаметров колец (при наличии следов сдвига, ослабления посадки обойм относительно корпуса или вала).

Подшипники выбраковывают, если они имеют:

Ø Трещины или следы выкрашивания металла на кольцах или телах качения;

Ø Чешуйчатое отслоение металла;

Ø Глубокие коррозионные раковины;

Ø Сквозные трещины на сепараторе;

Ø Ослабленные заклёпки на сепараторе;

Ø Забоины и вмятины на сепараторе, препятствующие плавному вращению подшипника;

Ø Неравномерный износ беговых дорожек;

Ø Выступание роликов за наружное кольцо конического подшипника (в сборе);

Ø Заметную на глаз и ощупь ступенчатую выработку рабочей поверхности колец.

Допускаются царапины и риски на посадочных поверхностях наружных и внутренних колец, забоины и вмятины, не препятствующие плавному вращению подшипника, а так же матовая поверхность беговых дорожек и тел качения.

Перед проверкой на лёгкость вращения подшипник погружают в керосин или дизельное топливо (возможен бензин с добавкой 10% моторного масла), а затем снаружи протирают чистой ветошью.

а-мелкие ямки усталостного разрушения и макроструктура, характеризующая начальную стадию разрушения поверхности; б- поверхность после интенсивного усталостного изнашивания, сопровождающегося выкрашиванием материала и макроструктура, характеризующая стадию интенсивного разрушения поверхности. Рисунок 7.2.- Особенности разрушения беговой дорожки шарикового подшипника в результате усталостного изнашивания.

Рисунок 7.3.- Поверхность внутреннего кольца конического подшипника, подвергшаяся фреттинг-коррозии..

При проверке вращают наружное кольцо, удерживая от перемещения внутреннее. Исправный подшипник должен вращаться легко, без заеданий, издавая глухой шипящий звук. Резкий металлический, дребезжащий звук, стуки, щелчки свидетельствуют о повреждении подшипника.

Читайте также:  Подшипник первичного вала киа спортейдж 3 мкпп 6 артикул

У шарикоподшипников, признанных годными при осмотре и вращении, замеряют радиальный зазор на приборе КИ-1223 или КИ-0512 (Рисунок 7.5.). В трёх плоскостях через 120° и сравнивают с техническими требованиями (Приложение 1).

У конических роликовых подшипников контролируют монтажную высоту при помощи штангенглубиномера. Схема контроля показана на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4.- Контроль монтажной высоты при помощи штангенглубиномера.

1–плита; 2–мост; 3–конус; 4–втулка; 5–винт; 6-головка; 7-индикатор; 8-винтовой зажим; 9-направляющие; 10-каретка; 11-планка; 12-винт; 13-прямоугольный паз. Рисунок 7.5.- Прибор КИ-1223 для измерения радиального зазора в подшипниках качения
а- измерение неравномерного износа дорожек качения колец в подшипниках; б- измерение радиального зазора в подшипниках. Рисунок 7.6.- Прибор для контроля подшипников качения 70-8019-1501

При отсутствии указанных приборов можно использовать штангенциркуль, определяя разность замеров. В двух диаметрально противоположных направлениях, при прижатом к одной стороне внутреннем кольце подшипника.

Таблица 7.1.-Результаты контроля подшипников качения.

Номер подшипника по каталогу Внешние признаки нарушения работоспособности Величина радиального зазора Монтажная высота конического подшипника ЗАКЛЮЧЕНИЕ (годный или браковать)
Ср.

Диаметр колец следует измерить при помощи микрометров и нутромеров только в тех случаях, когда имеются следы сдвига колец относительно вала или корпуса (светлые, блестящие, глянцевые пятна или риски на посадочных поверхностях), а также при наличии коррозии, прижогов и чернот.

Источник

Привет студент

Дефектация подшипников качения

Лабораторная работа

Дефектация подшипников качения

Цель работы:

Практическое освоение методов определения износа подшипников качения.

Общие сведения о подшипниках качения и их дефектации

Подшипник качения, как правило, представляет собой отдельный узел, состоящий из наружного и внутреннего колец, тел качения, расположенных между кольцами и сепаратором разделяющего и удерживающего эти тела в определенном положении.

Все конструктивные разновидности подшипников классифицируются; в соответствии с ГОСТ 3395-89 по следующим основным признакам: по направлению действия воспринимаемой нагрузки — радиальные, упорные, радиально-упорные и упорно-радиальные; по форме тел качения — шариковые и роликовые; по числу рядов тел качения — однорядные, двухрядные, четырехрядные и многорядные; по основным конструктивным признакам — самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся, с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, одинарные или двойные, сдвоенные, строенные и др.

Подшипники качения различаются так же по точности их изготовления ГОСТ 520-2002 устанавливает 5 степеней точности: 0, 6, 5, 4 и 2. Точность подшипников качения определяется точностью посадочных размеров колец и их ширины или (для радиально-упорных) монтажной высоты и точностью вращения колец. Показатель точности вращения, характеризуемый радиальным и осевым биением, имеет особенно важное значение для вращающегося кольца, т. к. его биение передается на связанные с ним детали узла, вызывая нежелательные последствия: динамические нагрузки, вибрацию, шум и др.

В большинстве конструкций машин пищевых и химических производств применяют подшипники нормального класса точности 0. Применение подшипников болеё высоких классов точности ограничено их большой стоимостью, например, для подшипников с диаметром внутреннего кольца порядка 50-80 мм относительная стоимость в зависимости от класса точности составляет:

радиальное биения, мкм 20 10 5 3 2,5

относительная стоимость 1 1,3 2 4 10

Числа означающие класс точности подшипников 6, 5, 4, 2 указываются перед условным обозначением подшипника и отделяются от него тире. Цифра 0 не ищется.

Читайте также:  Замена заднего ступичного подшипника лифан х60

Качество подшипников должно соответствовать ГОСТ 520-2002, а в особых случаях специальным дополнительным условиям.

Перед осмотром подшипников, их промывают без нагрева в бензине с добавлением 6. 8 % минерального масла (веретенного). При сильном загрязнении подшипники предварительно промывают в ванне с маслом при температуре порядка 90 °С.

Для удаления коррозии подшипник после тщательного промывания в бензине протирают сукном, смоченным в смеси минерального масла и окиси хрома. Допускается чистка поверхности подшипников от коррозии — (кроме тел вращения) шлифшкуркой с последующей зачисткой пастой ГОИ.

Ремонт подшипников производят только на специализированных заводах. Без отправки на эти заводы может быть выполнен только простейший ремонт подшипников, а именно восстановление посадочных мест нанесением полимеров, клея или хромированием, осадка сепараторов на прессе, комплектация подшипников из однотипных изношенных деталей. В этом случае за основную деталь принимают внутреннее кольцо. Контроль за обязательным осуществлением ремонта, предусмотренного тех условиями, непосредственно на предприятиях пищевой и химической промышленности осуществляют лаборатории комитета стандартов.

Контроль подшипников качения производится как визуально, так и с помощью замеров.

Наружным осмотром (при необходимости и с помощью лупы) проводится тщательная проверка колец, беговых дорожек, шариков и роликов. При наличии трещин, цветов побежалости, следов защемления, выкрашивания, отслаивания, шелушения, раковин, а также царапин или глубоких рисок на беговых дорожках, шариках или роликах, надломов и сквозных трещин на сепараторе подшипники выбраковываются. При отсутствии указанных неисправностей шарикоподшипники проверяются на легкость вращения от руки. При вращении от руки подшипник должен иметь ровный ход, без заедания, и небольшой шум.

Подшипники, годные по проверке на легкость вращения и осевой шум, подвергайся контролю на величину радиального и осевого зазора, для этого внутреннее кольцо подшипников закрепляют в приспособлении, а к наружному подводят наконечник индикатора или миниметра, закрепленного на стойке. Перемещая наружное кольцо в направлении индикатора и обратно определяют, величину радиального зазора по максимальному отклонению стрелки. Радиальный зазор проверяют в 4-х точках, поворачивая наружное кольцо при каждом измерении на 90°. данные о нормативных зазорах в подшипниках, наиболее распространенных в химической и пищевой отраслях промышленности приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 — Нормативные радиальные зазоры в подшипниках, мкм [1].

Источник

Роликовые подшипники. Причины поломок подшипников.

Из чего состоит роликовый подшипник

Если произошла поломка роликового подшипника, конечно, нужно купить новый подшипник и сделать замену. Но нужно понять, почему произошла предыдущая поломка, что бы при установке купленного подшипника этого избежать. Цена качественного подшипника обычно ниже стоимости ремонта и простоя оборудования. Вы можете заказать нужные вам подшипники, просто позвонив по телефону +7499 504 42 68, или сделать заказ через наш сайт. Поставляем любые подшипники только высокого качества

Роликовый подшипник это один из видов подшипников качения. Подшипники качения это подшипники с телами качения роликами или шариками. Предназначены для поддержания вала, оси или другого вида конструкции. При этом происходит фиксация узла, вала или оси в пространстве в определённом положении и заданной жёсткостью. Вместе с этим обеспечивается минимальное сопротивление нагрузкам и трению при вращении или качению узла. В это же время происходит передача полученной нагрузки от двигателя, например, к другим частям механизма.

Роликовый подшипник состоит из двух колец, наружного и внутреннего, сепаратора с с прямоугольными прорезями и роликов, цилиндрических или конических. Игольчатый подшипник это тот же роликовый, только ролики имеют гораздо меньший диаметр. Уплотнитель или крышка зависят от модели подшипника.

Читайте также:  Можно ли повредить ступичный подшипник при установке

Также подшипники бывают однорядными, двухрядными и многорядными, это зависит от конструкции узла и действия нагрузок.

Подшипники иногда изготавливаются без сепараторов, они предназначены для создания большей грузоподъемности, но при этом они не могут работать на высоких скоростях.

Нагрузки, которые испытывают подшипники

Подшипник испытывает при работе радиальную нагрузку, которая действует поперёк его оси и осевую, которая действует вдоль оси подшипника. Могут воспринимать одну или две нагрузки в зависимости от вида подшипника.

По виду нагрузки подшипники подразделяются:

  • радиальные (подшипник работает только на нагрузку поперек оси);
  • радиально – упорные и упорно- радиальные работают на нагрузку, прилагаемую как вдоль оси подшипника, так и поперёк оси подшипника;
  • упорные подшипники воспринимают нагрузку только вдоль оси подшипника.

Внутри подшипника работает сила трения качения. Все эти силы вместе с остальными факторами ожидаемо работают и на разрушение подшипников, если условия эксплуатации не соответствуют заявленной заводом.

Основные причины неисправностей роликовых подшипников

Причин поломок могут быть много, в основном это разрушение сепаратора, трещины, а затем разрывы внутреннего кольца, сколы и заусеницы на нём, ослабление его посадки. В дорожках качения часто при разборке и осмотре поломанного подшипника можно увидеть раковины разного вида.

Неисправности подшипника могут возникнуть при наличии раковины из-за коррозии при попадании внутрь подшипника воды. Эти раковины могут быть как в виде небольших точек, так и в виде больших зон.

Из-за того, что ролики проскакивают по дорожкам качения, появляется на последних специфическое шелушение в виде ряби.

При длительном перегрузе подшипника на кольцах можно увидеть так называемые усталостные раковины.

В случае прохождения электрического тока в виде короткого или длительного прохождения электрического тока через подшипниковый узел. Такое нарушение изоляции может не только повредить подшипниковый узел, но и вывести из строя другие узлы. В первом случае получаются точечные ожоги-кратеры, во втором можно увидеть сплошные повреждения в виде волн.

Виды поломок у подшипников

Если во внутрь подшипника попадут твердые включения, на стенках также появляются вмятины, которые в итоге приводят к его поломке.

Часто встречается и поломка подшипника через его неправильную установку. Это или пережим, или нарушение соосности или удары при запрессовке.

При отсутствии смазки или применении низкого качества смазки сила трения разогревает детали подшипника, что приводит к изменению их геометрии. Это, в свою очередь приводит к заклиниванию подшипника и, возможно, к аварийной ситуации.

Нужно ли ремонтировать подшипник

Подшипник иногда может быть отремонтирован в случае, если зазор между роликом и дорожкой качения не превышают критических значений, которые сравнивают с номинальными. Для того, что бы проверить подшипник, сначала снимают внутреннее кольцо, насаженное на вал, затем проверяем зазоры и вращение. Если повреждение не критическое, можно попробовать подшипник отремонтировать. Для этого можно разобрать подшипник, промыть, отполировать небольшие заусеницы, и собрать, заполнив качественной смазкой.

Если нарушена геометрия тел вращения, есть значительные дефекты на дорожках качения, такие, как сплошные раковины, выбоины, выкрашивание или расслоение поверхностного слоя, такой подшипник лучше поменять.

Этот подшипник ремонтировать нет смысла

Нужно отметить, что роликовые подшипники работают в основном не менее 90% срока, который указан заводом изготовителем, но при условии их правильной эксплуатации, то есть с нормальной смазкой соответствующей густоты и качества, с правильной установкой, без силовых ударов и прохождения электрического тока. Поэтому, если у подшипника появился характерный шум и срок свой он выработал, его лучше поменять.

Источник

Adblock
detector