Меню

Допустимый зазор между соединительными полумуфтами асинхронного электродвигателя с подшипниками

Лифты Одессы.

Асинхронные электродвигатели

Поэтому с падением напряжения в питающей сети критический момент резко уменьшается и при определенном напряжении ниже номинального этот момент может стать меньше номинального. При таких условиях неподвижный ротор с приложенной к его валу реактивной (тормозной) нагрузкой вращаться не будет.

Если же к валу ротора приложена активная (двигательная) нагрузка (кабина лифта загружена номинальным грузом), то вслед за подачей напряжения на статорную обмотку электродвигателя после расторможения подъемного механизма ротор электродвигателя станет вращаться в обратную сторону, т. е наступит так называемое «опрокидывание» электродвигателя, что опасно при эксплуатации лифтов.

Технический осмотр асинхронного электродвигателя

1. Проверяют работу электродвигателя на ходу. Переключают электросхему лифта в режим управления из машинного помещения.

Воздействием на аппараты управления лифтом из машинного помещения перемещают кабину по шахте в одном и другом направлениях и убеждаются в том, что: зазор между соединительными полумуфтами находится в пределах 5—8 мм для электродвигателей с подшипниками скольжения и 3—8 мм для электродвигателей с подшипниками качения. Величину зазора проверяют в следующем порядке: отключают вводный рубильник, отверткой разжимают полумуфты и измеряют зазор. У электродвигателей с подшипниками скольжения допускается осевое смещение вала ротора не более чем на 5 мм. Отсутствует износ подшипников

При работе электродвигателя не должно быть монотонного шума от подшипников. Заменяют электродвигатель, если при тех-

Рис. 99 Типы соединительных полумуфт, устанавливаемых на валах лифтовых асинхронных электродвигателей;

а — полумуфта с четырьмя буферными пальцами / — вал электродвигателя, 2 — контргайка; 3 — гайка; 4 -• сбединительная полумуфта! 5 — резиновый амортизатор, б —гайка; 0 — тормозная полумуфта;

в — тормозная полумуфта и амортизаторы (буферные пальцы); р — полумуфта с шестью пальцами, / — угол пластины для фиксирования положения гайки, 2 — гайка; 3 — стопорная пластина

н^нческом осмотре обнаружен износ подшипников. Электродвигатель отцентрирован правильно.

При правильной центровке электродвигателя полностью отсутствует вибрация, которая ощущается на слух как приглушенные стуки с частотой вращения ротора. Эти стуки можно обнаружить, прикоснувшись рукой к корпусу электродвигателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Источник

Технический осмотр асинхронного электродвигателя лифта

1. Проверяют работу электродвигателя на ходу. Переключают электросхему лифта в режим управления из машинного помещения.

Воздействием на аппараты управления лифтом из машинного помещения перемещают кабину по шахте в одном и другом направлениях и убеждаются в том, что: зазор между соединительными полумуфтами находится в пределах 5—8 мм для электродвигателей с подшипниками скольжения и 3—8 мм для электродвигателей с подшипниками качения. Величину зазора проверяют в следующем порядке: отключают вводный рубильник, отверткой разжимают полумуфты и измеряют зазор. У электродвигателей с подшипниками скольжения допускается осевое смещение вала ротора не более чем на 5 мм. Отсутствует износ подшипников
При работе электродвигателя не должно быть монотонного шума от подшипников. Заменяют электродвигатель, если при техническом осмотре обнаружен износ подшипников. Электродвигатель отцентрирован правильно.

При правильной центровке электродвигателя полностью отсутствует вибрация, которая ощущается на слух как приглушенные стуки с частотой вращения ротора. Эти стуки можно обнаружить, прикоснувшись рукой к корпусу электродвигателя.

Электродвигатель должен быть надежно закреплен вместе с подставками на подлебедочной плите. Подтягивают крепление электродвигателя, если обнаружено его ослабление.

2 Проверяют надежность крепления соединительной полу-муфты на валу электродвигателя Отключают вводный рубильник. Попыткой вручную переместить полумуфту вдоль оси вала электродвигателя проверяют отсутствие ослабления ее крепления. Заменяют электродвигатель, если при проведении технического осмотра обнаружено ослабление крепления полумуфты. На ослабление крепления соединительной полумуфты, если тормозная полумуфта закреплена надежно и расход в упорном подшипнике редуктора в пределах нормы, указывает также изменение зазора между полумуфтами при вращении ротора электродвигателя с подшипниками качения в одном и другом направлениях.

3 Проверяют состояние и подтягивают крепления буферных пальцев.
Проверяют состояние буферной резины. Для этого отключают приводный рубильник; в заторможенном положении подъемного устройства резко поворачивают вокруг оси вала ротора моторную полумуфту в одном и другом направлениях, при этом не должны Прослушиваться металлические удары. Заменяют буферные пальцы, если при поворотах моторной полумуфты прослушиваются металлические удары.

Проверяют и подтягивают крепления буферных пальцев. Для этого пробной подтяжкой гаек и контргаек (рис. 99, а) выявляют и устраняют ослабление крепления буферных пальцев. Если буферные пальцы закреплены только гайками, а положение их зафиксировано пластинчатыми шплинтами (рис. 99, г), сначала от-гнбают от гаек концы пластин, затем подтягивают крепление буферных пальцев и вновь подгибают к граням гаек концы пластин.

4. Проверяют наличие смазки в подшипниках (рис. 100). При отключенном вводном рубильнике отвинчивают болты и снимают кожух 1 вентилятора; отвинчиванием стяжного болта 4 ослабляют крепление вентилятора 3 и снимают его с вала электродвигателя; отвинчивают болты и снимают фланец 5 заднего и отодвигают фланец переднего подшипников; дополняют, если необходимо, подшипники смазкой типа солидол синтетический «С» (ГОСТ 4366—64); ставят на место фланцы и крепят их болтами; ставят на вал электродвигателя вентилятор и крепят его стяжным болтом; ставят на место кожух вентилятора и крепят его болтами.

Читайте также:  Дсг 7 подшипник вилки 6 передачи

В ванны подшипников скольжения заливают смазку типа Ха-30 (ГОСТ 5546—66) и другие подобного типа смазки.

Не все электродвигатели снабжаются вентиляторами. Часто эту роль выполняют бандажные пластины короткозамкнутого ротора Далее проверяют и подтягивают крепежные болты, крепящие электродвигатель к подставкам (к редуктору).

Включают вводный рубильник и пуском электродвигателя в ход от аппаратов управления в машинном помещении проверяют качество его центровки Если после подтяжки крепежных болтов центровка нарушилась, производят дополнительную центровку.

5. Проверяют и подтягивают клеммные соединения проводов при обнаружении нагрева проводов, а также не реже 1 раза в полгода.

Отключают вводный рубильник и проверяют отсутствие напряжения на тех клеммах, от которых провода отходят к магнитной станции.

Разизолируют клеммные соединения проводов (снимают крышку с клеммного щитка). Разъединяют ослабленные клеммные соединения, зачищают чистым надфилем контактные поверхности гаек, шайб и проводов и вновь соединяют (подгоревшие шайбы, болты заменяют, а подгоревшие и расплавленные концы проводов отрезают и делают новые наконечники).

Изолируют клеммные соединения проводов изоляционной лентой не менее, чем в три слоя (закрывают крышкой клеммный щиток)

6 Проверяют цепь заземления электродвигателя Проверяют отсутствие обрыва заземляющего проводника, соединяющего под-лебедочную плиту с нулевым проводом глухозаземленной нейтрали

Рис. 99 Типы соединительных полумуфт, устанавливаемых на валах лифтовых асинхронных электродвигателей

Рис. 100. Асинхронный электродвигатель типа АОС-52-6 (вид сзади):
1 — кожух вентилятора; 2 — вал ротора; 3 — вентилятор; 4 — стяжной болт; 6 — крышка подшипника; 6 — подшипник

Источник

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Раздел 1. Общие правила

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний

Электродвигатели переменного тока

1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по п. 2, 4, 6, 10, 11. ¶

Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по п. 1-4,7,9-11. ¶

По п. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде. ¶

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России. ¶

2. Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8. ¶

Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока.

Напряжение мегаомметра, кВ

Обмотка статора напряжением до 1 кВ

Не менее 0,5 МОм при температуре 10-30 °С

Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором

Не менее 0,2 МОм при температуре 10-30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75 °С или 20 кОм при +20 °С для неявнополюсных роторов)

Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ

Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах)

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе. ¶

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса. ¶

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин. ¶

4. Измерение сопротивления постоянному току: ¶

а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более. ¶

Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2%; ¶

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10%. ¶

5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10% среднего размера. ¶

Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока.

Испытательное напряжение, кВ

Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ

Читайте также:  Индезит wil82x какие подшипники

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ

Обмотка ротора синхронного электродвигателя

8Uном системы возбуждения, но не менее 1,2

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

Реостат и пускорегулировочный резистор

Резистор гашения поля синхронного электродвигателя

6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10. ¶

7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже: ¶

Синхронная частота вращения электродвигателя, Гц

8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2-4 мм. ¶

9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании. ¶

10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч. ¶

11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. ¶

Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей.

Источник

Сборка электродвигателей после ремонта

Сборка подшипниковых узлов

На вал ротора напрессовывают подшипники. Шариковые подшипники устанавливают целиком. При установке роликовых подшипников насаживают на вал внутреннее кольцо с телами качения, а внешнее кольцо устанавливают в подшипниковый щит. Перед насадкой на тщательно протертые поверхности наносят тонкий слой смазки. Принятые в электрических машинах способы неподвижной посадки внутреннего кольца на вал указаны в таблице ниже.

Способы неподвижной посадки шарико- и роликоподшипников на вал

Мощность электрических машин, кВт Диаметр подшипников, мм Посадка
радиальных радиальноупорных
шариковых роликовых шариковых роликовых
До 100 До 100 до 40 До 100 До 100 Напряженная
Свыше 100 100 Свыше 100 180 Плотная
Тугая
250 250 Глухая

Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и смазывают. В тех случаях, когда у подшипников имеются внутренние крышки, их устанавливают на вал до посадки подшипников.


Рис. 113. Приспособление для насадки подшипников качения

Подшипники небольших диаметров насаживают на вал в холодном состоянии, для чего используют монтажную трубу 2, передающую ударные усилия запрессовки только на внутреннее кольцо подшипника 1 (рис. 113). Трубу снабжают медным кольцом 2 и сферическим оголовком 4, способствующими центрированию ударного усилия. Подшипники более крупных размеров устанавливают с предварительным нагревом до 80—100 С в масляной ванне или индукционным способом, сокращающем время нагрева в 2 — 3 раза. Для посадки применяют прессы с передачей усилия на внутреннее кольцо подшипников через монтажные стаканы. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечику вала; наружное кольцо — легко вращаться от усилия руки.

Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовывают в посадочные гнезда подшипниковых щитов и фиксируют стопорным винтом. Для этого применяют те же приспособления, что и при разборке. При посадке вкладышей смазочные кольца в резервуаре щита располагают в прорези участка шейки вала. Для крупных вкладышей используют прессы.

При проверке зазоров их размер, измеренный с помощью щупов, сравнивают с заводскими данными. Подшипники качения устанавливают так, чтобы один из них имел возможность перемещаться в подшипниковом щите на 0,5—1,5 мм в осевом направлении. Если зазор уменьшить, то удлинение вала при нагреве повлечет заклинивание подшипников.

Ротор вводят в статор, используя те же способы и приспособления, что и при выводе ротора. В подшипники качения закладывают смазку. Подшипниковые щиты устанавливают на подшипники, вал вывешивают подъемными устройствами и удаляют из-под ротора картонную прокладку. При установке на вал щитов с подшипниками скольжения смазочные кольца выводят из прорези вкладыша, чтобы не повредить их валом. Совмещают риски на станине и щитах, крепят щиты к станине крепежными болтами. Подъемные приспособления снимают. Затем проверяют свободу вращения ротора и затягивают крепежные резьбы щитов. Устанавливают мелкие детали (фланцы, крышки) и заливают масло в подшипники скольжения.

Напрессовывают на рабочие концы валов соединительные или передаточные детали (полумуфты, шкивы, тормозные диски, шестерни). Успешность центровки вала электродвигателя с валом производственного механизма или с валом редуктора прямо зависит от точности посадки соединительных деталей. Посадку выполняют как в холодном состоянии, так и с нагревом до 200—300 С.

После сборочных операций проводят замер воздушных зазоров. В машинах постоянного тока воздушные зазоры измеряют под серединой каждого полюса с обоих торцов машины. В машинах с петлевой обмоткой якоря зазоры под главными полюсами могут отличаться от среднеарифметического значения не более чем на 10% (при нормальном зазоре 3 мм и ниже) и не более чем на 5 % (при нормальном зазоре выше 3 мм). Эти допуски вдвое больше для машин с волновой обмоткой якоря. Под серединами добавочных полюсов во всех случаях отклонения воздушных зазоров должны быть не более 5 % от среднеарифметической суммы всех зазоров.

В асинхронных машинах зазоры измеряют на обоих торцах машины в диаметрально противоположных точках окружности расточки статора по обеим осям симметрии. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического в асинхронных машинах должны быть не более 10% Для всех машин зазор в каждой из намеченных точек измеряют трижды, последовательно поворачивая ротор вокруг оси на 120°.

Обкатку электродвигателя производят на холостом ходу, контролируя ток холостого хода, нагрев подшипников и шумы. После обкатки повторно контролируют воздушные зазоры нагретой машины.

Проверку осевых зазоров (осевой разбег ротора) в подшипниках скольжения или измерение осевого температурного зазора проводят между наружным кольцом и крышкой подшипника в одном из шарикоподшипников. Осевой разбег ротора определяют смещением вала вдоль оси до упора сначала в одну, а затем — в другую сторону при неподвижном роторе. В обоих случаях измеряют расстояние от риски, специально нанесенной на доступную часть вала, до корпуса подшипника. Разность результатов измерений составляет осевой разбег ротора, равный удвоенному осевому зазору.

Односторонние осевые зазоры, которые должны быть одинаковы, измеряют на холостом ходу. Для этого смазанный торец надежно укрепленного деревянного бруска упирают в торец вращающегося вала и смещают ротор до упора. То же проделывают с другого конца вала. В обоих случаях измеряют расстояние от риски до корпуса подшипника перед нажатием на вал и во время него. Разности между результатами этих измерений равны соответствующим осевым зазорам.

При невозможности измерения осевых зазоров на вращающемся роторе их ориентировочно оценивают по осевому разбегу ротора. Результаты измерения осевого зазора сравнивают с допустимыми значениями.

Допустимые осевые зазоры в подшипниках скольжения

Мощность электродвигателя, кВт Допустимый осевой зазор, мм
для новых и перезалитых подшипников для подшипников, не подвергавшихся перезаливке (не более)
До 10 0,4-0,5 1
10-20 0,5-0,75 1,5
20-40 0,75-1,0 2
40-80 1,0-1,5 3
80-160 1,5-2 4

Температурный зазор шарикоподшипника, обеспечивающий свободное удлинение вала при нагреве, может быть определен по формуле: а = 12tl10 -6 + 0,15, мм, где: t — наибольший перепад температур вала, °С; l — длина вала между шарикоподшипниками, мм. Ориентировочно, в среднем а = 1,3 мм на каждые 1000 мм расстояния между опорами.

Особенности сборки двигателей постоянное тока

Особенности сборки двигателей постоянное тока состоят в сборке индуктора (станины с полюсами), сборке щеточного механизма на переднем щите, а также установке траверсы в нейтральное положение и расстановке щеток на коллекторе.

Полюсы собирают со станиной обычно при вертикальном положении ее оси, так как в этом случае удобнее использовать грузоподъемные устройства для тяжелых полюсов. При разъемных станинах проще собирать индуктор в горизонтальном положении.

При установке полюсов выверяют положение их сердечников по радиусам и равенство полюсных делений по окружности машины. Выверенные полюсы с обмотками закрепляют на станине и выполняют межкатушечные соединения в соответствии со схемой. Затем с помощью магнитной стрелки контролируют полярность полюсов при питании системы возбуждения от источника постоянного тока пониженного напряжения. В двигателях постоянного тока в направлении вращения за главным полюсом следует одноименный добавочный (в генераторах — противоположной полярности).

При вертикальной сборке передний щит с установленным на нем щеточным механизмом устанавливают сверху в центрирующие заточки вертикально расположенного индуктора и затягивают крепежные болты. Индуктор со щитом поворачивают свободным торцом вверх. Якорь, собранный с задним щитом, вводят в расточку полюсов индуктора сверху свободным концом вала в подшипник переднего щита и запрессовывают в корпус крепежными болтами заднего щита. Для строповки задний конец вала якоря в этом случае должен иметь резьбу, на которую навертывают сборочный рым-болт. Двигатель переводят в горизонтальное положение, устанавливают траверсу со щетками в нейтральное положение и располагают щетки на коллекторе по правилам, рассмотренным ранее. Затем выполняют операции, описанные для асинхронных двигателей. Ввод якоря в индуктор может быть осуществлен и в горизонтальном положении по общим правилам.

Источник

Adblock
detector