Меню

Электросхема т 150к 12 24 вольта реле замка зажигания

Схема электрооборудования трактора Т-150 и Т-150К

Рис. 149. Схема электрооборудования трактора Т-150.

4) – Включатель блокировки запуска двигателя

5) – Датчик указателя температуры воды

6) – Датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя

7) — Датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя

8) – Датчик реле блокировки воздухоохладителя

12) – Переключатель вентиляторов

13) – Кнопка звукового сигнала

15) – Электродвигатель вентилятора обдува тракториста

16) – Электродвигатель вентилятора кабины

17) – Включатель лампы плафона

19) – Включатель задних фар

21) – Включатель кнопочный магнето

23) – Штепсельная розетка прицепа

24) – Включатель контроля аварийного состояния ламп

25) – Указатель температуры воды

26) – Лампы освещения приборов

27) – Указатель давления масла в системе смазки двигателя

28) – Центральный переключатель света

30) – Контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя

32) – Контрольная лампа включения «массы»

35) — Контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя

37) – Указатели давления масла в гидросистеме КПП

39) – Штепсельная розетка включения переносной лампы

А) – Клемма для подключения реле воздухоохладителя

Б) – Клемма для подключения контактора воздухоохладителя

Д) – Клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя

Г) — Клемма для подключения включателя воздухоохладителя

Схема электрооборудования трактора Т-150К.

Рис. 150. Схема электрооборудования трактора Т-150К.

4) – Включатель блокировки запуска двигателя

5) – Датчик указателя температуры воды

6) – Датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя

7) — Датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя

8) – Датчик реле блокировки воздухоохладителя

12) – Кнопка звукового сигнала

13) — Контрольная лампа указателя поворотов

14) – Переключатель указателя поворотов

15) – Прерыватель указателя поворотов

16) — Электродвигатель вентилятора обдува тракториста

17) — Электродвигатель вентиляции кабины

18) – Переключатель вентиляторов

19) — Включатель лампы плафона

21) — Включатель задних фар

23) — Включатель кнопочный магнето

24) – Задний фонарь (стоп-сигнал, указатель поворота, габаритные огни)

25) – Включатель стоп-сигнала

26) – Штепсельная розетка прицепа

27) – Центральный переключатель света

28) – Фонарь освещения номерного знака

29) — Контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя

30) – Включатель контроля аварийного состояния ламп

31) — Указатель температуры воды

32) — Лампы освещения приборов

33) — Указатель давления масла в системе смазки двигателя

35) – Ножной переключатель света

38) — Контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя

39) — Контрольная лампа включения «массы»

42) — Аккумуляторная батарея

43) — Указатель давления масла в гидросистеме КПП

44) – Манометр воздуха двухстрелочный

46) — Штепсельная розетка включения переносной лампы

50) – Свеча искровая пускового двигателя

А) — Клемма для подключения реле воздухоохладителя

Б) – Клемма для подключения контактора воздухоохладителя

Д) – Клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя

Г) — Клемма для подсоединения включателя вентилятора воздухоохладителя

Источник

Схема электрооборудования трактора Т-150 и Т-150К

КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА ТРАКТОРА Т-25

Провода и схема электрооборудования трактора Т-25

Все приборы и изделия электрооборудования трактора соединены между собой проводами согласно принципиальной и монтажной схемам.

Подавляющее количество проводов сгруппированы в отдельные пучки с общей изоляционной трубкой и хлопчатобумажной оплеткой и проложены по лонжерону двигателя под поликом, по лонжеронам крыльев и под крыльями.

Большое значение при эксплуатации трактора имеет возможность быстро разобрать схему электрооборудования и найти концы проводов одной какой-либо электрической цепи, а также быстро и правильно присоединить провода, снятые для проверки или ремонта, к источникам и потребителям тока. Для этой цели применены штепсельные разъемы на генераторе и распределительной коробке, а провода имеют изоляцию разных цветов.

Для ознакомления и руководства на рис. 91 представлены принципиальная и монтажная схемы электрооборудования трактора Т-25.

Рис. 91. Схема электрооборудования трактора Т-25:

1 — тракторная фара (передняя) ФГ-30; 2 — электролампы А12-50-21; 3 — генератор Г302Б; 4 — стартер СТ-222; 5 — аккумуляторная батарея ЗТСТ1Э5ЭМС; в — включатель «массы» ВК-316Б; 7 — розетка; 8 — прерыватель указателей поворотов PC-410B; 9— добавочное сопротивление СЭ-52; 10— включатель стартера ВК-316Б; 11—соединительная панель 12-клеммная; 12 — фонарь контрольной лампы ПД-20Е; 13 — электролампа А12-1; 14 — контрольный элемент подогрева ПД-511 15 — указатель давления масла МД-219; 16 — патрон лампы освещения приборов; 17 — электролампа А12-1.5; 18 — переключатель света П-57; 19—тракторный фонарь передний ПФ-204 правый; 20 — электролампа А12-21; 21—электролампа А-12-21-6; 22 — соединитель проводов IIC-305; 23 — тракторная фара (задняя) ФГ-304; 24 — электролампа А12-32; 25 — тракторный фонарь задний ФП-209В правый; 26 — электролампа А12-21-6; 27 — переключатель поворотов 11-57; 28 — кнопка сигнала ВК-39; 29 — включатель «стоп» ВК-10Б; 30 — колодка; 31 — штепсельная семиполюсная розетка ПС-300А; 32 — тракторный фонарь задний ФП-209 левый; 33 — фонарь освещения номерного знака ФН-2иО; 34 — электролампа А12-3; 35 — тракторный фонарь передний ПФ-204Б левый; 36 — тахоспидометр ТХ-120; 37 — амперметр АП-200; 38 — приемник указателя температуры УК-133; 39 — фонарь контрольной лампы ПД-20Д; 40 — патрон лампы освещении тахоспидометра; 41 — включатель габаритов освещения щитка приборов и номерного знака ВК-57; 42 — включатель задних фар ВК-57; 43—реле стартера;44 — панель 5-клеммовая ПС-5; 45 — блок предохранителей ПР-106; 46 — предохранитель БЗ-ЗО; 47—плавкая вставка ПВ20А; 48 — реле блокировки РБ1; 49 — реле-регулятор РР-362В; 50 — с веча накаливания СН-150; 51 — сигнал С-44; 52 — датчик температуры масла ТМ-100.

содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 ..

Состав электрооборудования трактора Т-25, Спецтехника

Удобная схема Принципиальная электрическая схема электрооборудования трактора Т-150К: 1 — генератор Г309; 2— сигнал звуковой С 311; 3 — панель соединительная ПС5; 4 — лампа накаливания 12В, 50 св., 4 Вт; 5 — фара ФГ12-Б1; 6 — датчик температуры воды двигателя ТМ 100; 7 — сигнализатор температуры воды ТМ 103; 8 — датчик аварийного давления масла ММ 106Б; 9 — датчик аварийного давления масла в системе автоматического отключения воздухоохлади-дителя ММ НА; 10 — электродвигатель обогревателя кабины МЭ 220; 11 — вставка штепсельного разъема ШР36У15НШ4; 12 — колодка штепсельного разъема ШР36СК15НШ4; 13 — блок предохранителей ПР109; 14 — розетка штепсельная 47К; 15 — включатель «массы» ВК 318-Б; 16 — фонарь лампы контроля включения «массы» ПД20Д; 17 — лампа накаливания 12 В, 1св. А12–1; 18 — блок предохранителей ПР12-Е; 19 — включатель стартера; 20 — включатель вентилятора воздухоохладителя ВК 57; 21 — контактор КТ 125; 22 — реле промежуточное PC 525; 23 — переключатель насоса воздухоохладителя П 67; 24 — сопротивление; 25 — электродвигатель водяного насоса воздухоохладителя МЭ 226-Б; 26 — электродвигатель вентилятора воздухоохладителя МЭ 22; 27 — фонарь контрольной лампы указателя поворота ПД 20-Д; 28 — переключатель указателя поворота П 57; 29 — фонарь тракторный передний правый ПФ 204; 30 — прерыватель указателя поворотов PC 41 О-В; 31 — электродвигатель вентилятора кабины МЭ 219; 32 — электродвигатель вентилятора обдува МЭН; 33 — переключатель вентиляторов П 57; 34 — включатель плафона ВК 57; 35 — включатель задних фар ВК 57* 36 — плафон ПК 201-А; 37 — лампа накаливания 12В, 15 св. А12–15; 38 — указатель температуры воды; 39 — включатель ВК 317-А2; 40 — фонарь тракторный задний правый ФП 209-Б 41 — переходник одноклеммный; 42 — включатель кнопочный 2-х кл. ВК 322; 43 — включатель «Стоп»; 44 — панель соединительная ПС1-А2; 45 — гирлянда патронов ламп освещения приборов; 46 — централный переключатель света П38; 47 — розетка штепсельная ПС 300А-100; 48 — указатель температуры воды УК 133; 49 — включатель кнопочный 3-х клеммный ВК314; 50 — фонарь освещения номерного знака ФП200; 51 — лампа накаливания 12В, 3 св. А12–3; 52— лампа накаливания 12В, 21 св. А12–21; 53— фонарь тракторный задний левый ФП 209; 54 — лампа накаливания 12В, 32 св. А12–32; 55 — фара ФГ 304; 56 — переключатель света ножной П53-Б; 57 — сигнальный фонарь аварийной температуры воды ПД20-Е; 58 —- амперметр АП 111; 59 — кнопка сигнала; 60 — сигнальный фонарь аварийного давления масла ПД 20-Е; 61 — указатель давления масла двигателя МД 219; 62 — панель соединительная IIC 12; 63 — лампа накаливания 12В,21 + -f бсв. А12–21 +6; 64 — фонарь тракторный передний левый ПФ204-Б; 65 — тахоспидометр ТХ 123; 66 — манометр давления воздуха в пневмосистеме МД 213; 67 — указатель давления масла трансмиссии МД-225; 68 — реле-регулятор РР 632-Б; 69 — колодка штепсельного разъема ШР32СК4НШ14; 70 — вставка штепсельного разъема ШР32У4НШ14; 71 — магнето М 124-Б1; 72 — свеча искровая СН201 (АШ): 73 — стартер СТ 362; 74 — батарея аккумуляторная 6ТСТ-50ЭМС; 75 — лампа переносная ПЛ64-Р1К; 76 — включатель блокировки запуска пускового двигателя ВК 403; 77 — электромагнитный клапан ЭКТ-12М; 78 — электродвигатель подогрева двигателя МЭ-12; 79 — свеча накаливания СР65-А; 80 — панель соединительнаяПС-А2, 81—предохранитель термо биметаллический ПР2-Б; 82 — спираль контрольная ОВ65; 83 — включатель ВН45-М; 84 — переключатель П305; 85 — фонарь контроля дальнего света ПД20-М.На современных тракторах, комбайнах и автомобилях широко применяются различные элементы электрооборудования. Их число в последнее время значительно увеличилось. Если в 1960 году в среднем на тракторе применялось 20 наименований электротехнических изделий, то в настоящее время, например на тракторе Т-150К, их стало 85. Все эти элементы с помощью пучков проводов соединяются в электрическую схему. В настоящее время при традиционных электрических схемах бывает трудно найти в пучках проводов нужный, определить особенности подключения ка-кого-либо агрегата или прибора электрооборудования. Поэтому более целесообразно принципиальные электрические схемы изображать так, как показано на рисунке.На этой схеме легко проследить цепочку, по которой напряжение поступает от источников питания до потребителя. На схеме указано, через какой именно Предохранитель, контакт клеммой колодки и штепсельного разъема питается данный потребитель.Схема электрооборудования трактора представлена в виде 15 функциональных подсхем, обозначенных от t до XV. На каждой из них показано поступление напряжения питания от блока Предохранителей до каждого конкретного агрегата или прибора.Схема генераторной установки. Она обеспечивает возбуждение генератора, подачу напряжения от него на блок предохранителей и регулировку подаваемого напряжения. В процессе работы генератора осуществляется его самовозбуждение, а также зарядка (подзарядка) аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Сопротивление катушки зажигания ситроен с4

Наиболее часто встречаются такие неисправности генераторной установки: плохой электрический контакт между клеммами и проводами, соединяющими реле-регулятор с генератором в штепсельном разъеме или в цепи замка зажигания; ненадежный электрический контакт реле-регулятора или генератора с «массой» трактора; неправильная регулировка реле-регулятора, неисправность аккумуляторной батареи, реле-регулятора, генератора, выход из строя предохранителей.

Проверять начинают со степени заряженности аккумуляторной батареи, определяют выходное напряжение генератора и напряжение на клемме В реле-регулятора. Если здесь все в порядке, то неисправность следует искать в цепи соединения.На все потребители системы электрооборудования напряжение поступает от генераторной установки через предохранители блоков предохранителей 13 и 18.

II. Схема включения реле стартера и запуска стартера. Напряжение на обмотку реле стартера поступает через предохранитель 2 блока предохранителей 13.

При нахождении неисправностей следует помнить, что работоспособность схемы зависит не только от состояния стартера, но также от состояния аккумуляторной батареи, реле стартера и мест соединения, элементов схемы.

Характерные неисправности стартера; обрыв в обмотках реле стартера; ухудшение электрического контакта между щетками и коллектором, что может быть вызвано попаданием смазки на коллектор, и т. п. ухудшение электрического контакта в местах присоединения проводов от аккумуляторной батареи к стартеру.

III. Схема звукового сигнала. Характерная неисправность — неудовлетворительное состояние кнопки звукового сигнала или обрыв обмотки звукового сигнала.

IV. Схема Стоп — сигнала. Наиболее часто выходит из строя включатель «Стоп».

V. Схема включения электродвигателей вентиляторов обдува и кабины.

VI. Схема левого и правого «поворотов». Наиболее часто выходит из строя обмотка прерывателя указателя поворотов.

VII. Схема включения задних фар и освещения кабины.

VIII. Схема включения габаритных огней и освещения номерного знака.

IX. Схема включения ближнего света.

X. Схема включения дальнего света.

Для подсхем IV, VI, VII, VIII, IX, X характерной неисправностью является отсутствие надежного электрического контакта между цоколем электролампочки и патроном фар, задних фар, фонарей, плафонов. Это объясняется их окислением от воздействия окружающей среды.

XI. Схема сигнализатора температуры воды в системе охлаждения двигателя.

XII. Схема датчика и указателя температуры воды в системе охлаждения двигателя.

XIII. Схема датчика и сигнализатора аварийного давления в системе смазки двигателя. Наиболее часто встречающаяся неисправность подсхем XI, XII и XIII — выход из строя датчиков, которые ремонту не подлежат.

XIV. Схема зажигания с магнето М 124-61 и свечой искровой СН 200 (А11У). Часто неправильно устанавливают момент зажигания, нарушается герметичность между корпусом и изолятором свечи, повреждаются провода высокого напряжения и происходит пробой на «массу» или обрыв провода высокого напряжения; нарушается зазор между электродами свечи.

XV. Схема системы обогрева двигателя.Для всех подсхем электрооборудования характерной неисправностью является отсутствие надежного электрического контакта между клеммами и проводами электропроводки, между контактами штепсельного разъема.Техническое состояние потребителей, проводки системы электрооборудования тракторов можно проверить визуально и измерительными приборами или контрольной электролампой.

Визуально определяют наличие следов подгорания электропроводки и элементов схемы, обрывы проводки, механические повреждения элементов системы электрооборудования.

Выявить неисправность в проводке и ряде приборов можно контрольной лампой, которая представляет собой электролампочку напряжением 12 В, 1,5 св с припаянными к ней двумя проводами с зажимами на концах.При проверке один из проводов присоединяют к «массе» трактора, а вторым поочередно прикасаются к зажимам щитка приборов, клеммы колодок, штепсельных разъемов в направлении от источника до нужного потребителя. Если лампочка загорается во всех контрольных точках цепи, то цепь питания потребителя исправна. Когда лампочка в одной из точек не загорается, неисправность следует искать на участке между этой точкой и предыдущей контрольной точкой.Кроме контрольной лампы, проверять можно и вольтметром. Принцип проверки аналогичен принципу проверки с помощью контрольной лампы, только в данном случае о неисправности судят по отсутствию показания прибора. Проверка вольтметром точнее, так как позволяет определить места плохого контакта электропроводки. Например, если величина измеряемого напряжения в определенной точке схемы значительно ниже напряжения источника питания, то либо в этой точке, либо на участке между этой точкой и предыдущей имеется значительное падение напряжения, то есть неисправность.Практическое применение схемы электрооборудования машин показало ее существенные преимущества. В частности, значительно сокращается время на отыскание неисправностей и отказов электропроводки, приборов и другого электрооборудования машин. Схема более понятна не только слесарям-электрикам, но и широкому кругу механизаторов. Все это способствует сокращению простоев техники, особенно в условиях проведения полевых работ.

Читайте также:  Пропуск зажигания в 4 цилиндре опель астра h причины

Световая сигнализация

Система необходима для безопасного использования автомобиля на дорогах общего назначения. При помощи системы водитель обозначает маневр для других участников дорожного движения.

Световая сигнализация состоит из:

  • Задних и передних фонарей;
  • Плафонов автопоезда;
  • Переключателя указателей поворотов;
  • Выключателя аварийной сигнализации;
  • Реле и предохранителей;
  • Выключателя сигналов торможения.

СПРАВКА: Световая сигнализация оснащена розеткой для подключения проводки прицепа.

Инструкция по ремонту трактора Т-25 своими руками

Трактор Т-25А – это отличный выбор для вашего крестьянского хозяйства. Он позволит значительно упростить и без того тяжёлую работу в поле.

Трактор Т-25 – это машина на колесном ходу, разработанная для вспахивания легких почв, работ малой грузоподъемности и использования вместе с косилкой и другими несамоходными средствами. Она оснащена задним приводом и ведущими колесами спереди небольшого размера. Т-25 присвоен тяговый класс 0,6.

В 1966 году первые модели Т-25 сошли с конвейера тракторного завода города Харькова. В 72-м году производство перенесли на Владимирский тракторный завод.

Через год Т-25 сняли с конвейера, заменив модернизированной версией Т-25А, выпускаемую заводом и сегодня.

Эта модель нашла широкое применение в народном хозяйстве Советского союза, а теперь и России.

Прототипом был трактор ДТ-20 практически полностью переделанный разработчиками на Волгоградском тракторном заводе. Итогом стала многофункциональная машина для народного хозяйства по доступной цене.

За всю историю выпуска с конвейера сошло более 800 тысяч единиц. Благодаря своим небольшим размерам трактор широко эксплуатировался в коммунальной сфере вместе с прицепным оборудованием.

Для ремонта трактора Т-25 продолжают использовать книги прошлых лет.

Версия трактора Т-25А считается базовой моделью для последующих изменений. На ее основе разработали Т-25А3 с рамой безопасности и тентованная Т-25А2.

Это были и все принципиальные различия, что следует учесть при ремонте трактора Т-25. Задний привод и тяговый класс остались прежними. Существенных изменений претерпела модель Т-30А80.

Она стала полноприводной с комфортной кабиной, оснастили новым силовым агрегатом Д-120 и гидроусилителем руля.

Что же собой представляет при ремонте трактор Т-25?

  1. В первых моделях применялся двигатель Д21А1 с номинальной мощностью 20 л.с. Модифицированный Т-25А получил агрегат мощностью 25 л.с. Это четырехтактный дизельный мотор с воздушным охлаждением и смазочной системой с автономной регуляцией теплового режима.
    Для запуска используется электрический стартер.
  2. Т-25 имеет механическую восьмиступенчатую трансмиссию (с двумя пониженными передними передачами), маятниковое прицепное устройство и заднюю навесную систему.
  3. Вес трактора с пустым баком и без учета груза составляла 1,78 т.
  4. Линейные параметры: длина – 3,11 м, ширина – 1,37 м, высота – 2,5 м. Диапазон ширины колеи варьируется от 1,2 м до 1,4 м.
  5. Удельный расход дизельного топлива при частоте вращения коленвала в 1800 об/мин не превышает 190 г/л.с.ч.

Существенным нюансом модельного ряда Т-25 было наличие системы отопления кабины, работавшей от гидравлики машины. Модернизация 96-го года затронула и обогрев, который стал завязан на системе смазки силового агрегата.

На всех Т-25 гидравлическая система разделена по агрегатным узлам и оборудована независимой приводной частью гидравлического насоса.

Революционным решением тех лет было использование полурамного основания трактора, давшего возможность изменять по ширине колею и агротехнический просвет. Еще одной особенностью считается при ремонте трактора Т-25 наладка работы на задних передачах продолжительное время.

Основой многофункциональности тракторов этого типа является большое количество несамоходного прицепного оборудования, разработанного под них. Трактор Т-25 сегодня является наиболее доступным техникой с закрытой кабиной.

Ремонт трактора Т-25: Цена на технику

Стоимость на вторичном рынке варьируется в диапазоне 50 – 450 тыс. рублей. Цена нового стартует от полумиллиона рублей.

Аналогами Т-25 считаются трактор Т30-69, широко применяемый в сельском хозяйстве и маломощные аппараты китайских производителей (FT-254, Fengshou FS 240).

Все они имеют схожие характеристики и составляют одну ценовую категорию.

Скачать руководства по ремонту МТЗ 80, 82 своими руками

(ремонт трактора Т-25) Герасимов А.Д. Год выпуска: 1972 г. Формат: rar (5 Мб) Краткое описание:

В книге даны устройство и порядок эксплуатации, рекомендации по ремонту трактора T-25. Подробно освещены вопросы ухода за машиной, приведены рекомендации по наиболее правильному использованию трактора на всех работах. Книга рассчитана на механизаторов, работающих на тракторах.

Схема электрического оборудования и расшифровка

Схема электрооборудования представлена ниже:


Генератор предназначен для выработки электрической энергии, чтобы обеспечить работоспособность оборудования при включенном двигателе. Аккумулятор обеспечивает питание приборов, когда мотор отключен. Основное потребительское оборудование согласно приведенной схеме:

  • система для пуска мотора;
  • осветительные приборы и сигнализация;
  • приборы для выполнения контроля и измерения важных показателей.

Если проводка вышла из строя, возникла поломка, схема трактора электропроводки позволит найти участок, который нуждается в замене. В тракторе Т-25 присутствует однопроводная цепь. Это свидетельствует о том, что потребители и источники энергии должны соединяться между собой при помощи одного провода. Металлические части конструкции будут служить для заземления, чтобы обеспечить безопасность.
[

Запуск силовой установки

Силовой агрегат запускается электрическим стартером с напряжением питания – 24 Вольта. Питание стартера осуществляется от двух аккумуляторных батарей, напряжением 12 В. Аккумуляторы соединены последовательно.

Плюсовой провод от аккумуляторов крепится к стартеру. Электростартер управляется через реле, при помощи выключателя приборов. Так же можете прочитать про ПГУ КамАЗ 6520.

Питание электрооборудования

При заглушенном двигателе питание потребителей осуществляется от аккумуляторов. Они включены в схему при помощи выключателя массы. Выключение массы осуществляется дистанционно. После запуска силового агрегата питание оборудования и заряд аккумуляторов осуществляет генератор постоянного тока.

Генератор включен в цепь параллельно аккумуляторам, и имеет обмотку возбуждения. Для стабилизации напряжения при разных оборотах силового агрегата в систему входит реле регулятор.

Внешнее освещение

Наружное освещение КамАЗ 5320 нужно для использования машины в темное время суток. К нему относятся:

  1. Фары ближнего и дальнего света;
  2. Освещение номерного знака;
  3. Лампа освещения моторного отсека;
  4. Противотуманные фонари;
  5. Фара, которая освещает пространство под кузовом.

Потребители включены в электрическую схему через блок плавких предохранителей. Это защищает проводку от возгорания при возникновении короткого замыкания. Для управления системой используются переключатели, расположенные в кабине водителя.

Электрооборудование трактора Беларусь — схема

Схема электрооборудования тракторов «Беларусь» приведена па рисунке 65. Генератор 1 переменного тока по проводам 2 через выключатель 7 подводит напряжение к передним фарам 3, задней фаре 5, щитковой лампе 4 и контактному болту 6. Приборы зажигания пускового двигателя независимы от приборов освещения и на схеме не показаны.

Рис. 65. Монтажная схема электрооборудования трактора «Беларусь»: 1—генератор; 2—провода; 3—передние фары; 4—щитковая лампа; 5—задняя фара; 6—контактный болт; 7—выключатель.

Генератор

Генератор служит источником электрической энергии. Номинальная мощность его 1000 Вт, номинальное напряжение 14 В (рис. 98).

1 — блок регулятора напряжения, 2, 4, 8, 11, 12, 13, 20, 34 — винты, 3 — выпрямительный блок БПВ12-100, 5 — задняя крышка, 6 — статор, 7 — передняя крышка, 9 — крышка шарикоподшипника, 10 — шкив, 14, 36 — изолятор, 15, 30 — болт, 16, 18 — вывод обмотки возбуждения, 17 — вывод дополнительного выпрямителя, 19 — вывод обмотки статора, 21 — стяжной болт, 22, 25 — шарикоподшипник, 23 — катушка возбуждения, 24 — ротор, 26 — пружинная шайба, 27 — крыльчатка, 28 — крышка выпрямителя, 29 — прокладка, 31 — втулка, 32 — болт фазосборника, 33 — резистор, 35 — интегральное устройство, 36 — плато, 37 — гайка, 38 — шинка, 39 — резистор МЛТ-1-2 7 кОм, 40 — конденсатор К50-ЗА, 41 — корпус блока регулятора напряжения, 42 — резистор МЛТ-2 120 Ом, 43 — переключатель посезонной регулировки.

Читайте также:  Фольксваген тигуан угол опережения зажигания

Устройство генератора

Генератор, представляющий собой бесконтактную пятифазную одноименнополюсную машину с односторонним электромагнитным возбуждением с встроенными выпрямителем и регулятором напряжения, состоит из выпрямительного блока 3 (БПВ 12-100), статора 6, ротора 24, передней 7 и задней 5 крышек, катушки возбуждения 23, шкива 10 и крыльчатки 27 для охлаждения выпрямителя.

Статор 6 шихтовый, из листовой стали, имеет десять зубцов, на которых закреплены катушки пятифазной обмотки. Катушки соединены последовательно.

Ротор 24 представляет собой пакет шестилучевой звезды, шихтованный из листовой стали, напрессованной на вал.

К передней 7 крышке приварены горловина и две лапы, одна из которых служит для регулировки натяжения ремня, вторая — для крепления генератора. В передней 7 и задней 5 крышках генератора находятся шарикоподшипники 22, 25 закрытой конструкции, не требующие добавления или замены смазки в течение всего срока службы.

Катушка возбуждения 23, представляющая собой стальную втулку с фланцем и обмоткой, расположена в передней крышке. Концы обмотки с наконечниками выведены через статор, заднюю крышку и корпус выпрямителя и присоединены один к дополнительному выводу генератора, другой — к клемме Ш регулятора напряжения.

Выпрямительный блок 3 (БПВ 12-100) состоит из силового (основного) и дополнительного выпрямителей, блока 1 регулятора напряжения и переключателя посезонной регулировки напряжения («зима — лето»). Силовой и дополнительный выпрямители смонтированы в одном корпусе, а блок регулятора напряжения и переключатель посезонной регулировки находятся на крышке 28 выпрямителя.

Корпус и пластина основного выпрямителя отлиты из алюминиевого сплава. Пластина изолирована от корпуса электроизоляционной прокладкой и крепится к нему пятью болтами. В корпусе выпрямителя имеются пять отверстий для прохода пяти фазных выводов обмотки статора 6 и выводов обмотки возбуждения 23. К корпусу выпрямителя прикреплены пять диодов обратной полярности, к пластине — пять диодов прямой полярности. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены шинками с выводами фазных обмоток статора.

Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности, которые запрессованы в шинки, соединяющие попарно диоды прямой и обратной полярности силового выпрямителя. Этот выпрямитель обеспечивает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения генератора при неработающем двигателе.

Блок 1 интегрального регулятора напряжения расположен на стальной крышке выпрямителя и состоит из корпуса, отлитого из стеклонаполненного термопластика, интегрального устройства 35 (ИУ) с радиатором, резистора переключателя посезонной настройки «зима — лето», конденсатора 40 фильтра, резистора 39 подпитки для улучшения само: возбуждения генератора.

Интегральное устройство имеет четыре вывода С, Б, Ш, Д в виде контактных площадок, изолированных от его основания и вывод М (минус), которым служит основание ИУ. Конструкция ИУ неразборная. Основание ИУ имеет ориентирующий выступ для предотвращения его неправильной установки.

При возбуждении генератора от аккумуляторной батареи между выводами Б и Д интегрального устройства подключен резистор 42.

Регулируют выпрямленное напряжение генератора ИУ путем изменения силы тока возбуждения. Принципиальная электрическая схема генераторной установки приведена на рисунке.

Генераторная установка работает по следующему принципу: ток аккумуляторной батареи через резистор 5 (рис. 99) подается на обмотку возбуждения через клемму Ш и открытые транзисторы 13 и 12 интегрального устройства. Постоянный ток, проходя через обмотку возбуждения 8, создает магнитный поток, пронизывающий втулку катушки возбуждения 23 (см. рис. 98), втулку ротора, переднюю крышку, зубцы ротора 24 и статора 6. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно находятся то зубец, то впадина ротора.

При этом магнитный поток, пронизывающий зубцы статора и расположенную на зубцах статора обмотку 9 (см. рис. 99), изменяется по величине от максимума до минимума и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется силовым 10 и дополнительным 11 выпрямителями. Выпрямленный ток подается на обмотку возбуждения 8; при увеличении силы тока увеличивается и напряжение генератора, которое, достигая напряжения настройки ИУ, открывает стабилитрон 1 и транзистор 14 и закрывает транзисторы 13 и 12.

1 — стабилитрон, 2 — резистор посезонной регулировки напряжения, 3 — переключатель посезонной регулировки, 4 — конденсатор фильтра, 5 — резистор подпитки самовозбуждения генератора, 6 — выключатель, 7 — аккумуляторная батарея, 8 — обмотка возбуждения, 9 — обмотка статора, 10 — силовой выпрямитель, 11 — дополнительный выпрямитель, 12, 13, 14 — транзисторы, 15 — интегральный регулятор напряжения.

Ток возбуждения уменьшается, уменьшается и напряжение, стабилитрон 1 и транзистор 14 закрываются и открываются транзисторы 13 и 12, ток возбуждения увеличивается, и процесс повторяется. Для улучшения качества регулирования ИУ при отсутствии аккумуляторной батареи устанавливается конденсатор 4 фильтра, который плюсовым выводом соединен с выводом С, а минусовым выводом — с корпусом. Самовозбуждение генератора без аккумуляторной батареи осуществляется за счет остаточной индукции системы возбуждения. В генераторе предусмотрена посезонная регулировка напряжения. При включении переключателя посезонной настройки в положение «зима» резистор 2 одним выводом подключается к выводу С ИУ, другим выводом — к корпусу генератора. При включении переключателя посезонной настройки в положение «лето» резистор 2 отключается от схемы генератора.

Генератор имеет две клеммы В и Д, расположенные на крышке выпрямителя. Клемма В является плюсовым выводом генератора, а клемма Д предназначена для подключения реле блокировки стартера.

Обслуживание генератора

В генераторе установлен бесконтактный интегральный регулятор напряжения, который не изменяет регулируемое напряжение в процессе эксплуатации, шарикоподшипники ротора закрытого исполнения не требуют дополнительного смазывания в течение всего срока службы генератора. Ежедневно перед началом работы проверяют исправность генератора по амперметру или контрольной лампе, установленной на щитке приборов, и посезонно переставляют переключатель посезонной регулировки в соответствующее положение: зимой в положение «зима», летом в положение «лето». При втором техническом обслуживании проверяют состояние проводов и крепление их к генератору, крепление генератора на тракторе.

Очищают генератор и выпрямительный блок от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой.

Сняв ремень, проверяют плавность и легкость вращения вала генератора, осевые и радиальные зазоры в шарикоподшипниках. При третьем техническом обслуживании проверяют напряжение генератора. Если переключатель посезонной регулировки находится в положении «лето» напряжение должно быть 13,1—14,1 В; в положении «зима» — 14,2—15,3 В. Когда генератор работает без аккумуляторной батареи, пределы выпрямленного напряжения несколько увеличиваются.

Генератор после хранения и транспортирования при работе без аккумуляторной батареи перед началом эксплуатации следует возбудить, кратковременно (3—5 с) приложив напряжение от источника постоянного тока не выше 13 В. «+» источника подключают к выводу В, «—» — к корпусу генератора.

Не допускается включать аккумуляторную батарею обратной полярностью, т. е. «+» аккумуляторной батареи к корпусу трактора, а «—»— в электропроводку, так как при этом генератор выходит из строя; неправильная установка интегрального устройства, поворот в плоскости основания на 180°, так как при этом выходит из строя ИУ; мыть генератор дизельным топливом, бензином, струей воды под давлением; эксплуатировать генератор при температуре окружающего его воздуха выше 353 К (80° С).
Неисправности генератора

Источник

Adblock
detector