Меню

Как смазать подшипник турбины

Подшипники турбины: основные виды и их обслуживание

Смотрите также

Вал больших и компактных энергетических турбин вращается при больших скоростях. Чтобы предотвратить износ деталей используются подшипники. Подшипники скольжения устанавливаются в паровые и газовые энергетические турбины, газодинамические устройства применяются в микротурбинных установках.

Подшипники турбины воспринимают на себя вес ротора и усилия, действующие на него.

Подшипники скольжения турбин

Для мощных энергетических турбин используют опорные или опорно-упорные подшипники скольжения. Они долговечны, надежны и обладают высокой несущей способностью при постоянных или динамических нагрузках.

Они предназначены только для работы в условиях жидкостного трения. Для смазывания и охлаждения подшипников используется синтетическое огнестойкое масло.

Основными компонентами опорного подшипника являются:

  • Вкладыши со стопорными элементами
  • Опорные колодки
  • Крепежные детали
  • Регулировочные прокладки для обеспечения плотной посадки
  • Каналы для прохода масла и маслораздаточные канавки
  • Диафрагма

При нормальной работе между шейкой вала и вкладышем подшипника образуется устойчивая масляная пленка толщиной около 20 мкм, которая снижает износ в процессе работы турбины.

При перебоях в маслообеспечении перекрывают поток рабочего тела и останавливают турбину. До момента полной неподвижности ротора смазочная жидкость подается из аварийной системы.

Лепестковые газодинамические подшипники микротурбины

Микротурбинные установки малых размеров производят экологически чистую энергию. Это возможно благодаря отказу от масляного оборудования.

Разделяющие и смазочные функции в данном случае выполняет воздушная подушка, которая образуется на высоких оборотах вращения вала. Она создается благодаря комплексу из тонких металлических пластин. Они вставляются между ротором и корпусом и образуют замкнутую систему. Под давлением воздуха при разгоне вала лепестки деформируются и принимают необходимое положение.

Газовый клин не имеет ограничений максимальной скорости и обеспечивает стабильное и плавное движение ротора.

Подшипники турбины: обслуживание и способы увеличения ресурса

В начале и окончании работы микротурбины происходит соприкосновение и трение лепестков с ротором. Это приводит к усиленному износу деталей.

Для предотвращения фрикционного разогрева и повреждений элементов на поверхность, обращенную к валу, наносят антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 2560. Оно существенно увеличивает ресурс подшипников, функционирующих при нагреве до +500 °С. При менее высоких температурах применяют материалы MODENGY 1007 и MODENGY 1014.

Наибольший износ подшипников скольжения энергетических турбин также наблюдается в моменты пуска-останова агрегатов, то есть на малых скоростях вращения, когда вал еще не принял необходимое положение. После «всплытия» вала трение между деталями становится минимальным.

Для предотвращения повреждений при запуске или остановке на поверхность вкладышей, которая касается ротора, наносят баббит – антифрикционный материал, представляющий собой сплав из легирующих металлов на основе олова.

Износ баббитового слоя контролируется с помощью скоб в нижней части подшипника.

Совершенствование разработки подшипников крупногабаритных турбин будет направлено на отказ от масляной системы и переход к газодинамическим устройствам. Сейчас это затруднительно, так как газовой клин обладает низкой грузоподъемностью.

Присоединяйтесь

© 2004 – 2021 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.

Читайте также:  Усилие при запрессовке подшипников

Источник

Как смазывается турбина

Турбокомпрессор – технический «наворот», устанавливаемый и на бензиновые, и на дизельные автомобильные двигатели. Его актуальность для современных автомобилистов является очевидной. А чтобы система турбонаддува работала «как по маслу, владелец авто должен понимать, как она устроена и работает. Мы стараемся быть максимально полезными своим клиентам, поэтому в этом небольшом материале хотим рассказать о том, как смазывается турбина.

Почему критически важна качественная смазка

Нередко ремонт авто турбин является следствием ситуации, когда имеет место ощутимый люфт зазоров, появившийся вследствие работы системы «всухую». Это значит, что к подшипниковому узлу турбокомпрессора подается недостаточное количество масла. В итоге, в зазорах не образуется масляная пленка вообще или еще прочность является недостаточной. Что критически плохо для нивелирования радиального люфта и центрирования ротора.

Если же все работает правильно, то контакт между металлическими поверхностями исключен, причем независимо от рабочего режима агрегата. Проще говоря, все детали как бы «плавают» в масле. Кроме того, еще одним функциональным предназначением масляной пленки является восприятие и компенсация радиальных нагрузок и демпфирование.

Зависимость конструкции турбокомпрессора и системы смазки

Да, турбина на Ауди конструктивно будет иметь разные интерпретации в зависимости от особенностей силового агрегата. Но в любом случае ее вал будет подвергаться и осевым, и радиальным нагрузкам. Последние передаются на опорные подшипники скольжения. А вот эти элементы могут быть:

  • в виде отдельных втулок;
  • в виде единого узла – патрона.

Когда турбокомпрессор работает, вращение втулок будет меньшим по сравнению с частотой вращения вала. А если узел с патроном в основе, то никакого движения нет. Но в любой из таких конфигураций предусмотрены зазоры в несколько сотых миллиметра, в которых и образуется масляная пленка. Существуют зазоры между втулкой и ротором, между втулкой и корпусом. Пальцами эти расстояния прощупать невозможно, даже при сухом турбоагрегате.

Особенности схемы слива масла

В турбокомпрессор масло подается под давлением. В процессе работы она меняет свои свойства, а отвод отработанной смазки происходит под низким давлением, фактически самотеком. Слив направлен в картер. При этом важно, чтобы сливная трубка была достаточно большого размера. Она подсоединяется к картеру ниже уровня масла и имеет строго вертикальную ориентацию. Тогда как расположение турбокомпрессора является горизонтальным (±10-15°).

Понятно, что при работе турбины частота оборотов очень большая, что провоцирует вспенивание масла и несколько затрудняет его слив под действием гравитации. Это может стать причиной возникновения противодавления и выдавливания масла из подшипника в корпус турбины. Обращаем внимание, что у турбодвигателей, попавшее в картер масло характеризуется более высокой температурой, чем у «атмосферников».

Остались вопросы? Мастера турбосервиса с удовольствием ответят на любой. Наша цель – как можно более долгий безремонтный период турбокомпрессора вашего авто.

Источник

Принципы смазки турбокомпрессора

О турбонаддуве

Самый современный автомобильный двигатель уже немыслим без применения турбонагнетателя. Наддув повышает удельную отдачу мотора, одновременно снижая расход топлива, размеры и массу силового агрегата. Дизели и бензомоторы одинаково отзывчивы на применение подачи смеси под избыточным давлением. Базовые знания устройства деталей турбонаддува необходимы пользователю, мы готовы в этом помочь. Расскажем о работе элементов смазки турбонаддува.

Читайте также:  Awe 6516 замена подшипников whirlpool

Технические особенности процесса

Ротор турбочарджера вращается с огромной скоростью, на порядок быстрее, чем коленвал самого быстроходного ДВС. Шарикоподшипники здесь справляются плохо, поэтому преимущественно применяются приборы скольжения. Подаваемая принудительно высококачественная синтетика создаёт прочную плёнку между валом и опорой, обеспечивая чистый режим жидкостного трения.

Две разновидности подшипников скольжения

  1. С плавающей втулкой. Смазочная плёнка создаётся с двух сторон, сама деталь вращается примерно вдвое медленнее ротора.
  2. С неподвижной втулкой в виде патрона. Позволяет уменьшить габариты узла, ухудшая условия вращения.

Двойной масляный зазор в первом случае позволяет лучше демпфировать и стабилизировать тело вращения. Но нагрузочная способность и скорость отклика агрегата заметно меньше. Помимо радиальной нагрузки, вал с крыльчатками испытывает и осевую. Противостоят ей отдельные упорные поверхности.

Функции смазывающей жидкости

  • Сбережение ресурса подшипников. Зазор при правильном функционировании измеряется единицами сотых миллиметра. Отсюда вытекают высокие параметры качества продукта и стойкости масляной плёнки. Полусухое трение недопустимо.
  • Отвод тепла от подшипников. Важно прежде всего для собственного состояния теплоносителя в зоне действия.
  • Демпфирование вала при вращении. Выхлопные газы пульсируют, что вызывает знакопеременные нагрузки во всех направлениях.
  • Центрирование осевой сборки компрессора. Всплывая в жидкости, деталь займёт место точно по оси турбоагрегата.

Обеспечение подачи и удаления смазывающего носителя

В рабочую зону масло поступает под воздействием насоса системы смазки мотора. По мере прохождения через узел напор падает, подшипниковый узел выступает в роли редуктора. От подающих магистралей требуется только высокая надёжность и способность выдерживать большую нагрузку. Повреждение чревато масляным голоданием не только турбины, но и всего двигателя, грозящим выходом из строя вкладышей коленвала.

Сливная магистраль чувствительна к своей геометрии и месту расположения. Содержимое должно стекать под действием сил естественной гравитации, не встречая на своём пути подъёмов или горизонтальных участков. Избыток его в турбине способен привести к прониканию через лабиринтные уплотнения ротора и повышенному угару.

В идеале сливное отверстие должно располагаться внизу с небольшими допустимыми отклонениями. Сечение отводящих шлангов выбирается с учётом движения свободного потока, давление здесь отсутствует. Доходит до применения специального откачивающего насоса при неудачно расположенной турбине.

Требования к маслу и его охлаждению

Хорошая синтетика не должно коксоваться в турбинных втулках. Даже при несоблюдении требований по охлаждению картриджа работой двигателя на холостых оборотах. Охлаждение корпуса агрегата наддува осуществляется иными способами.

Температура в картере турбомотора обычно выше. Это расчётный параметр, поскольку для работы компрессора здесь требуется определённый рабочий диапазон, в котором параметры масла стабильны и предсказуемы. Слишком холодное работает плохо.

Соблюдение требований к полуминутной паузе перед остановкой мотора необходимо при самой качественной синтетике. Это сбережёт ресурс нагнетателя, увеличит интервал между техническими обслуживаниями ДВС. Обычно применяется турботаймер.

Мы всегда готовы ответить на все вопросы автовладельцев. Наша задача — всемерно продлить срок службы любого турбированного автомобиля.

Источник

Читайте также:  Как выбить подшипник из барабана стиральной машины атлант 50с104

3 способа смазать закрытый подшипник, не разбирая его

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Такие детали как подшипники используются практически во всех механизмах. Они являются опорами для валов и осей, а также поддерживают заданную жесткость конструкции в целом.

Естественно, что подшипники, испытывающие иногда колоссальные нагрузки, нуждаются в смазывании. Однако как быть с деталями закрытого типа, которые плотно закупорены стальными несъемными кольцами?

На заводе их набивают смазкой, но со временем она вырабатывается, подшипники начинают заедать и подвергаться интенсивному износу. Расскажем, как произвести смазывание таких элементов без разборки.

Ставьте лайк, если у вас есть такой опыт!

Способ 1

Перед смазыванием подшипник необходимо очистить (растворителем, бензином или другими средствами), а затем хорошо высушить.

Если смазка упакована в тюбик, срежьте его горлышко. Материал из банки можно набрать в шприц, после чего срезать у него носик.

Возьмите полиэтиленовый пакет, скрутите его и вложите во внутреннюю обойму подшипника. Пакет должен «сидеть» плотно и немного выступать.

Прижмите тюбик или шприц к центру подшипника и выдавливайте смазку до тех пор, пока она не начнет выходить с другой стороны кольца. Таким образом состав проникнет в зазор между внутренней поверхностью уплотнителя и внешней частью обоймы.

Немного повращайте подшипник, чтобы смазка лучше распределилась. По мере необходимости ее можно добавлять. Излишки смазки удалите тряпкой.

Способ 2

Вам понадобятся тиски, пылесос, резиновое кольцо, подходящее по диаметру к его трубке, болт и смазка.

Подключите пылесос и поставьте его трубку вертикально, зажав тисками. Установите кольцо в верхнее отверстие трубки. В подшипник вставьте болт, чтобы было удобнее держать. Положите деталь на резиновое кольцо и нанесите на нее смазку.

Включите пылесос, с его помощью смазка начнет втягиваться внутрь подшипник через зазоры. Помогайте распределять ее пальцами.

Способ 3

Этот метод смазывания закрытых подшипников можно использовать, не снимая детали с вала.

Подготовьте смазку, металлическую емкость, свечу и мелкую стальную решетку.

Положите решетку на опоры из кирпичей или других негорючих материалов. Поставьте на нее емкость со смазкой, зажгите свечу и установите под решеткой.

Когда смазка расплавится, опустите в нее подшипник минут на 10.

При работе следите за тем, чтобы смазка не перегрелась (если она закипит, то придет в негодность и может повредить металл подшипника).

Чтобы повысить эффективность данной процедуры, сразу после извлечения детали проверните ее несколько раз по часовой стрелки и против. Так смазка равномернее распределится внутри подшипника.

Идеальное решение – прокрутить его 1-2 минуты.

Существуют и другие способы самостоятельной смазки закрытых подшипников, однако они более «грязные» и трудоемкие.

Делитесь своим опытом смазывания в комментариях. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал! 🙂

Источник

Adblock
detector