Меню

Как смазать подшипник вентилятора кондиционера

Как и чем смазать вентилятор

Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.

Смазка напольного бытового вентилятора

Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.

Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?

  • При нажатии на кнопку запуска винт несмазанного прибора может просто не придти в движение.
  • Винт приходит в движение только от руки.
  • Винт очень медленно набирает обороты.

Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.

Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя

Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.

Порядок выполнения работы:

  1. После снятия пластикового кожуха и защитной сетки открывается доступ к мотору. Мотор отсоединяется от поворотного механизма и проводов.
  2. В процессе работы на вал наматывается различный мусор и пыль. Его надо очистить от загрязнения, при этом его разбирать не надо. Достаточно будет 2-3 раза попшикать

Бытовой напольный вентилятор

  1. WD-40 на основание вала (туда, где стоит подшипник) и немного пальцами покрутить вал. Смесь глубже проникнет в подшипник и вымоет всю грязь.
  2. После очистки от загрязнения вал необходимо протереть и капнуть на подшипник пару капель жидкого машинного масла для швейных машин. Для смазывания хорошо подходит масло И-20.
  3. Поворотный механизм тоже очищается от грязи. На шестерни наносится густая смазка типа солидола, а на втулки капается масло.
  4. После всех операций нужно оставить детали мотора, пока с них не стечёт весь излишек. В конце детали вытираются насухо и вентилятор собирается в обратном порядке.

Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию

Смазка подшипника асинхронного двигателя

Смазка неразборного вентилятора

Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.

Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.

Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой

  1. Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
  2. Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
  3. Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.

Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

  • Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
  • Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
  • Шприцем залить несколько капель масла.
  • Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.

Смазка подшипника неразборного двигателя

При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.

Смазка вытяжного вентилятора

Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.

Читайте также:  Шум подшипника помпы шевроле круз

Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора

  1. Вытяжной мотор вынимается из защитной решётки.
  2. Из двигателя извлекается крыльчатка. Крепёжный винт крыльчатки может сильно присохнуть к резьбе, потому что высохло всё масло. Его нельзя откручивать резко, нужно наращивать усилие постепенно.
  3. На подшипники капается по 2-3 капли машинного масла. Лить много масла не надо, это только повредит.
  4. После нанесения масла вал надо покрутить, чтобы оно лучше проникло к металлическим шарикам.
  5. Вытяжной прибор собирается в обратном порядке и может сразу же включаться.

Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии

Смазка кухонного вытяжного вентилятора

Для смазки мотора кухонной вытяжки подходят не все смазки. Шрус ли машинное масло могут не дать никаких результатов. Неподходящий состав исправляет ситуацию только на несколько дней, потом двигатель опять начинает перегреваться и шуметь. В таком случае может помочь жидка силиконовая смесь для работы в особо тяжелых условиях (температурный диапазон от -40 до +300 градусов Цельсия). Силикон будет защищать детали двигателя от жира, который всасывается вместе с воздухом. В остальном процесс смазки мотора вытяжки такой же, как и у вентиляционного двигателя. Вытяжку разбирать дольше, чем решётку вентиляции, но смазывать её надо чаще.

Если смазка не помогает

Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.

Источник

Блог о климатической технике Консультации по тел.: 8-495-225-37-19

Вентиляторы относительно старых крышных агрегатов имеют муфтовые подшипники, которые представляют собой смазываемые беговые поверхности контакта «металл-металл». Их следует легко смазывать два-три раза в год рекомендованным для этой цели смазочным материалом. Полезно поместить рядом с подшипниками табличку с указанием периодичности смазки и типа смазочного материала, а также журнал обслуживания.

Более новые вентиляторы оснащены самосмазывающимися подшипниками в виде герметичных кассет, предварительно заправленных густой смазкой. Сменить густую смазку в этих подшипниках невозможно, так что когда они, наконец, выходят из строя — обычно через несколько лет службы — кассету с подшипниками необходимо заменить. О скором выходе подшипников из строя предупреждает чрезмерный шум, вибрация или выделение подшипником тепла.

В крышных агрегатах время от времени можно встретить и обычные шарикоподшипники с густой смазкой. Самой распространенной проблемой, возникающей в связи с этими подшипниками, является избыток смазки, что может нанести такой же вред, как и ее недостаток. Правильный порядок действий здесь состоит в том, чтобы открыть сливную пробку и вводить густую смазку через наливной фитинг до тех пор, пока чистая смазка не начнет вытекать из сливного отверстия. Будьте внимательны, чтобы густая смазка или смазочное масло не попало на маховик или ремень шкива, так как это приводит к заеданию.

Большинство специалистов по ОВК могут рассказать, по крайней мере, одну историю о том, как они обнаружили, что электродвигатель вентилятора работает не в ту сторону. Центробежные вентиляторы будут все равно подавать какую-то долю обычного объема воздуха, даже работая в обратную сторону (примерно 50% расчетного расхода воздуха), так что подобная ситуация может не сразу стать очевидной. Наиболее распространенная причина работы вентилятора в обратную сторону — это переключение кабельных выводов на электродвигателе. Чтобы избежать этой проблемы, может оказаться полезным поместить таблички с четкими пояснениями на корпусе вентилятора, шкивах, электродвигателе и кабелях.

Читайте также:  Допуски под подшипник упорный

David Houghton, проф., инженер, член ASHRAE

Источник

Как смазать подшипник вентилятора кондиционера

общие принципы выбора смазки подшипника :

для начала сразу отметаем все смазки, содержащие пигментные и зернистые нерастворимые частицы — медь бронза и плакирующие, молибден и антизадирные, тефлон и скользящие — всё это не для высоких оборотов, ибо работают как абразив

для высоко-нагруженных тихоходных возможно годны, но не для больших оборотов — сказки что медь дескать полностью растворится в стали, и только вам одному из всей толпы за это ничего небудетЪ — оставьте дурачкам и реаниматорам гремящих рыдванов

любая зернистая добавка, это порошковый абразив — и способна разодрать и расточить оборотистый подшипник, за считанные дни — только чистое масло, только полностью помолекулярно растворимые добавки

. вода как критерий смазки — силикон, он же силиконовое масло ПМС, лучше выгоняет воду из предметов, чем нефтяные минеральные масла — и очень намного лучше, по сути силикон гарантированно осушает всё от воды

особенно если подшипник работает при брызгающей воде, или часто погружается на больших оборотах под воду — там дешевые нефтяные смазки легко взбиваются во взвесь с водой, и перестают активно смазывать подшипник — и главное, после вспенивания нефтяная смазка перестает выгонять воду с поверхности металла

. но, НО . силикон выдавливается из зазора метал-метал, до голого контакта — и сухой узел начинает раздирать сам себя, а подшипник быстро изнашивается в считанные недели

силиконовое масло ПМС в подшипник нельзя — просто выдавит силикон и начнет жрать голый сухой метал, быстро стачивая диаметр шариков, и растачивая ширину и глубину канавки обоймы подшипника — такой подшипник начинает люфтить шатая вал в бок, и греметь как щебенка

тут привет всем ремонтникам компуктеров, капающих силиконовое масло в подшипник за 100 рублей, и через месяц сдирающих с лоха 1000 за сложную замену вентилятора — совет таким, чем более текучее масло ПМС тоесть чем меньше его числовая маркировка, тем быстрее осушит и расточит подшипник — не надо капать ПМС-100 ведь существует ПМС-10, и даже выпускают ПМС-5 ))

однако силиконовое масло и смазки на его основе — идеальны для участков трения где одна сторона НЕ металл

пластик-пластик резина-резина пластик-резина, и даже метал-пластик метал-резина — что угодно но со второй стороны не должно быть металла — вот идеальные условия и применение для силиконовых смазок

. есть нефтяные спецсмазки держащие воду, или хотя бы временное погружение в воду — такие выпускают для авто-подвесок и водной техники, по большей части все очень вязкие

возможно годны авто нефтяные смазки для роликов ГРМ, условно держащие погружение в воду — но ихмо как то не для рыбаков по вязкости, и не для роликовых коньков чтоб гонять подшипники в луже весь день

а вот для комповых подшипников, автомобильные ГРМ смазки более чем подходят — тут вам и паспортные обороты до 3000-5000, и вязкость смазки заложенная именно для больших оборотов, и анти-разбрасывание от высоких оборотов есть

. катушки спинингов, роликовые коньки, итп водное высоко-оборотистое — читать форумы рыбаков — от практиков оно как то надежней

не знаю что скажут профи рыбалки и роллеры, но под воду как заменители дорогих смазок — на леску и осушение общих поверхностей без трения, я бы пробовал силикон ПМС-100 или 200 — на обволакивание закрытых полостей от малотекучего ПМС-60.000 до более вязкого ПМС-250000

на закрытые скоростные подшипники — только нефтяные, ибо силикон выдавливается досуха из зазора метал-метал и сухой подшипник раздирает сам себя — для работы с низким сопротивлением, брать нефтяные высокооборотистые с минимальной вязкостью базового масла, обычно её указывают

Читайте также:  Замена подшипника вентилятора кондиционера ауди а6 с5

добавим низкотемпературность, и в такие хорошо укладывается SKF LGLT 2, и прочие машино-строительные производственные скоростные смазки — увы дорого, но по отзывам лучше чем смазки для роликов ГРМ

как теплолюбивые скоростные SKF LEGE 2, или гуглите варианты смазки для бормашинок — там до 30.000 оборотов норма постоянной нагрузки, в безщеточных до 50.00 об/мин

. силиконовые масла ПМС-100 и 200 стоят от 200 руб за 100 мл, или 30-60 руб за 10 мл — есть в ремонтных и радиомагазинах типа чип-и-дип вольмастер сириус — там же часто завозят густое пмс-60000 фасовкой по 100 мл

ПМС-250000 и более высокие вязкости — уже редкость в маленькой фасовке и шприцах, такую ищите по аудио-форумам как демпферная жидкость — в большой фасовке бывает как жидкость для вискомуфт, от 500 руб за 1 литр

ЦИАТИМ 221F — исходный 221 смесь нефтяного силиконового масла, приписка F современная версия с добавлением порошка тефлона — слагают легенды, но большинство чушь от невникающих людей — обе версии негодны в подшипники, по причине силикона и абразивной добавки

вазелин силиконовый КВ-3 — вазелиновое масло загущенное твердым аэросилом, который является очень неплохим абразивом и часто применяется как отдельное средство полировки — негоден как смазка вообще, однако хороший герметик для статичного зазора прокладка-корпус и мест с редким раскручиванием резьбы

еще круче чем силикон, Krytox DuPont — дисперсия тефлона на перфторполиэфире, что более морозостойкая основа чем силикон, от -75°C до 350°C иногда до 400°C — содержит пигментные частицы тефлона 0,2 микрона, которые могут расточить канавку шарикоподшипника

. масла ПМС и Krytox DuPont, пригодны для контакта пластик-пластик в принтерах или игрушках — не уверен за ЦИАТИМ 221, хотя он и создавался как морозостойкая смазка резиновых манжет в авиатехнике

медицинское вазелиновое масло, химически чистый заменитель жидких автомасел, без кислот щелочей и серы — пригодно как покрывное и жидкая пропитка если нет вспенивания и смывания водой, слишком текучее для подшипников — в аптеке 60-90 руб за 100 мл

туба вазелин медицинский без добавок, химически чистый заменитель густых автосмазок, без кислот щелочей и серы — пригодно как покрывное и обмазка если нет вспенивания и смывания водой, на подшипники можно при полном форсмажоре и отсутствии под рукой даже Литол-24, хуже литола по расслаиванию и термостойкости, обязательно заменить как можно скорее хотя бы на литол — в аптеке 30 руб за тюбик 30 мл

. оба последних пункта, хороши для принтеров и пластмассовых шестеренок, если покупать силикон вам дорого — авто смазки делают пластмассу ломкой предположительно вымывая пластификатор — очищенное медицинское ваз.масло, не содержит растворителей и химии окисляющей присадки пластика

. вазелиновое масло, хорошо работает как пропитка кухонных досок и банных полоков, от впитывания в дерево жидкой грязи и жиров — ваз.масло не полимеризуется никогда, при внешнем смывании защита будет самовостанавливатся подкачкой масла из глубины дерева

можно пропитывать бумагу и книги ваз.маслом от лишней влажности и плесени — хотя для бумаги на обволакивание множества волокон равномерным тонким слоем, лучше работает силиконовое масло — после такой пропитки бумагу будет невозможно склеить или покрасить, все ремонтные работы с книгой проводите до покрытия маслом

помните о температуре применения, смотрим на чистые основы смазок и их заменители — силикон замерзает в -40 -60, а медицинское вазелиновое масло уже -10 — если вам нужна зимняя смазка, всегда сначала думайте о температурах вашего региона

Источник

Adblock
detector