Меню

Как вытащить обойму подшипника шкворня уаз патриот

УАЗ Патриот. Замена шкворней. Ремонт ступицы и ШОПК.

Домкратим передний мост, ставим поставки под чулки. Шевелим колёса в вертикальной плоскости. С правой стороны очень существенный люфт с хрустом. Справа маленький, но есть. Либо ступицы, либо шкворни, либо и то, и другое…

Ясное дело, что вскрытие покажет. Вот это вскрытие и начнём с самой криминальной, правой стороны.

Клиентка привезла набор ремонтный шкворней УАЗ Патриот с бронзовыми чашками. Набор нормальный. Однозначно лучше, чем родные шкворни. А знаете почему? Потому что инженеры концерна УАЗ с каждым годом увеличивают присутствие пластмассы в нагруженных узлах, позиционируемого концерном внедорожника… Если слишком длинно и заумно, то могу и попроще. Опорные чашки в шкворнях на заводе ставят… пластмассовые. Наверное, что бы владельцы Патриотов стали похожи на владельцев ЛендРоверов. Те, при встрече, не здороваются друг с другом … потому, что утром уже поздоровались в автосервисе 😉

Но это всё лирика, а нам нужна практика.

Скидываем колесо, откручиваем крышку хаба. Дивимся и разгадываем загадку про шоколад внутри.

Вот на такой чудесной субстанции с хрустом двигалась муфта хаба.

А дальше просто разбираем весь ступичный узел. В самом начале понял отчего произошла поломка. Узел это уже ремонтировали. Предыдущие работяги крайне хреново расконтрили две гайки которыми поджимается ступичный подшипник. Естественно в процессе эксплуатации авто срезалась контршайба и гаечки открутились. Тем самым освободив передний ступичный подшипник. Ну там естественно всё и размололо в труху…

Работа эта была офигенно грязной и поэтому я не делал много фоток – руки по локоть в мазуте… Ступицу пока откладываем в сторону.

Отдельное спасибо конструкторам УАЗа, которые участвовали в разработке крепления тормозного суппорта. Блин, ну во всех иномарках, нашем УАЗ-469 нормальный и свободный доступ к двум болтам крепления суппорта. На Патриоте же настолько измудрились, что для того, что бы выкрутить нижний болт – надо закончить курсы по авто-йоге …

Откручиваем пять болтов крепления ШОПК(поворотный шар) к чулку моста. После того как выкрутили болты, сам ШОПК вынимать не нужно. Задача его провернуть в чулке. Так, что бы он свободно вращался. Если закис, а такое сплошь и рядом – бейте кувалдой по шару через деревянный брусок. Парочка мощных ударов всегда срывает накипь 😉

На этом этапе надо открутить крышки шкворней. Есил с нижней крышкой проблем никаких, то на верхней под гайками стоят сухари. Бывает, что они капитально закисают. Я использую два метода по извлечению сухарей. Иногда одного любого хватает. Иногда оба, два сразу )))

Метод намба ван: берём медную выколотку, наставляем на болт сверху и средненько осаживаем кувалдочкой. Обычно этого хватает, что бы сухать стронулся. Потом его можно подцепить и снять с болта пальцами.

Метод намба ту: берём кувалдочку и средненько так бьём по боковой поверхности крышки. Этого так же хватает что бы сухарь стронулся.

Варьировать методы по собственному вкусу!

После снятия крышки дивимся прокладке, изготовленной из картонной упаковки то ли сока, то ли ещё чего-то. Ну а что? Суровый челябинский тюнинххх…

Теперь надо выкрутить разрезные гайки самого шкворня. Для этого есть ключик, который идёт в комплекте рем.наборов. Но. Ключик этот показался мне не удобным для постоянного использования. Поэтому я решил его доработать под полдюймовый квадрат на трещётке.

Как видно из фоток, берём подходящую не нужную головку. Протачиваем её на токарном станке. Точить хромванадиум прикольно 🙂 вставляем проточенную головку в трубчатый ключ и обвариваем. Варится отлично. Имеем человечий ключик!

Теперь, прежде чем открутить закипевшую разрезную гайку, лёгким ударом кувалдочки через мягкий материал, осаживаем шкворни. После этой процедуры гайка отворачивается легко. Как скрутили две гайки, вынимаем ШОПК из чулка и несём на верстак.

И что же мы видим? А мы видим один развалившийся сепаратор и перемолотый подшипник в шкворне… Это как минимум неожиданно… Потому как предполагалось увидеть шкворни заводской конструкции! Ну, те, которые на опорной пластмассовой чашке. Подшипниковые шкворни уж точно удивили.

Время десятый час ночи. Звоню хозяйке авто. Объясняю ситуацию, что неожиданно в конструкцию авто, неожиданно вкрался челябинский тюнинх. И надо бы прикупить к завтрему ремкомплект шкворней подшипниковых. С трудом, но она их нашла. Молоток )))

Отмываем ШОПК. Теперь надо выпрессовать старые обоймы от подшипников. На фотке вверху отчётливо видно, что занятие это из шестой главы камасутры. Но, есть секрет. Охотно делюсь им. Как достаточно быстро вынуть пальцами руки такие обоймы? Ловкость рук и никакого обмана )))

Накидываем на обойму сварной шов посередине. И даём остыть до холодного состояния. Шов при остывании стянет обойму на сотки, которых хватает, что бы вынуть обойму руками. Иногда они вываливаются сами при переворачивании.

Чистим посадочное место и запрессовываем новую обойму.

А дальше я снова упёрся в нюансы нашей российской культуры производства… Размер посадочного места на шкворне имел форму овала в разрезе и по большему диаметру имел размер на полторы десятки больше внутреннего диаметра подшипника… Пришлось часа два потратить на зажатие четырёх шкворней с минимальным биением в станок и проточку с правильным припуском на посадку подшипника.

Читайте также:  Мазда трибьют замена заднего подшипника ступицы

Затем снова вспоминаем экзотическими словами инженеров, которые придумали подшипниковые шкворни. Потому как, вставлять их надо крайне хитро. Сначала вкладываем в шар сепараторы подшипника и потом уше сам шар вставляем в половинку. Причём он пролазить не будет. Мешают как вы думаете что? Правильно – подшипники! Вот такая головоломка…

Разгадку оставлю пока при себе )) Пущай карма у разработчиков сего девайса подработается )))

Затем вставляем сами шкворни и одеваем их на подшипники. Накидываем разрезные гайки. Подтягиваем гайки и выставляем одинаковый размер между поверхностью шара и торцом под крышками шкворней. По науке допуск там 0.2мм. Я сделал “в ноль”. Учтите, что при затягивании шкворневой верхней гайки размер может уйти!

Накидываем резиновый сальник ШОПК, фетр и крышку. Крепим болтами. Закручиваем на заранее замеряную высоту болт-ограничитель поворота кулака. Накидываем рулевую сошку. Шприцуем шкворни через тавотницы.

На этом с этим узлом всё. Приступаем к осмотру, дефектовке ступицы.

При выпрессовывании старых обойм от подшипников наблюдаю картину апокалипсиса в масштабах узла.

Обоймой внешнего подшипника размололо и свальцевало посадочное место стопорного кольца… Хотел расточить на токарном, но понял, что нет там места для ремонта. Вхлам…

Пришлось обрадовать хозяйку тем, что она забыла купить новую ступицу. И тормозной диск заодно. Старый с торца съеден металлом суппорта(см.фотку выше). Кто-то, когда-то в параллельной реальности тормозил при выходе с гиперпрыжка без колодок )))

В который раз хозяйка не подвела. Вообще ей поклон до земли за оперативный подвоз железок!

Выбиваем колёсные шпильки из старой ступицы, забиваем в новую. Запрессовываем обоймы, ставим стопорные кольца, упорную шайбу заднего сальника, сам сальник. Забиваем литиевой смазкой подшипники и подсобираем узел.

Закручиваем регулировочные гайки. Регулируем ими подшипник. Контрим правильно стопорную шайбу. На обе стороны!

Разбираем на атомы хаб, промываем, закладываем новую смазку и собираем обратно. Попутно находим очередную пластмассовую детальку. Пипец. Что хабы УАЗа так часто ломаются?…

Нижний болт крепления тормозного суппорта, советую укоротить миллиметров на восемь. Сможете после этого накинуть головку при закручивании. Не забудьте потренировать себя в эпитетах в адрес инженеров УАЗа )))

Ну, кагбэ ремонт второго кулака не имеет смысла описывать. Всё то же самое только левой рукой…

p/s: прилетело НЛО и украло из отчёта описание замены рулевых наконечников, смену прокладки картера моста и замену масла в мосту…

Поделиться ссылкой:

2 комментария

Благодарю за статейку, супер. Долго искал ответ на – как достать кольцо подшипника из данного шкворня, завтра испробую метод. Еще раз спасибо.

Источник

Шкворня на подшипниках УАЗ Патриот: замена регулировка и протяжка своими руками

Что такое шкворни

Шкворень в машине УАЗ конструктивно создан в виде стального стержня. Он образует шарнирное соединение поворотного кулака в сборе со ступицей колеса и шаровой опоры поворотного кулака. Все узлы вместе с шарнирами равных угловых скоростей ШРУС входят в состав переднего ведущего моста автомобилей с полным приводом. Шкворни объединяют систему, обеспечивающую возможность отклонения управляемых колес без разрыва потока крутящего момента.

  • создание осей качания для поворотных кулаков;
  • элементы, объединяющие шаровую опору с поворотным кулаком в единый узел;
  • обеспечение требуемой жесткости шкворневого узла, восприятие моментов сил, возникающих при движении авто. Поворотный кулак получает усилия от колёс, а шкворни передают их на балку моста.

Конструкция шкворней довольно простая. Несмотря на это, они играют важнейшую роль в работе переднего моста внедорожника и всей машины в целом.

Модификации

Различают несколько основных типов шкворней:

  • с вкладышами из углепластика. Данный вариант наиболее дешевый из всех, устанавливается заводом-изготовителем;
  • с вкладышами из бронзы. Пользуются популярностью при тюнинге для езды по бездорожью;
  • на конических подшипниках. Ему отдают предпочтения те, кто передвигается в основном в пределах города, на твердом покрытии. Это способствует более лучшей управляемости.

Перед тем, как установить шкворневое соединение необходимо тщательно изучить способы их установки. Тем более, что джипперы, имеющие опыт подготовки к бездорожью не однозначны в целесообразности установки кулака с опорами качения, а стоимость их установки довольно высока.

Практика показывает, что увеличение площади соприкосновения деталей очень сильно сокращает срок службы шкворня и надежность всего механизма. Основная задача при установке – добиться совмещения чашки и шара. Если эти детали производятся на разных станках, то скорее всего результат будет не самый лучший, поскольку вместо сферического контакта, соприкосновение будет происходить в нескольких точках. Такой механизм будет разбалансирован и со временем выйдет из строя.

Необходимо добиться соприкосновения полной площади поверхности. При этом, неправильно запрессованная обойма вполне может выдержать стандартные нагрузки. Проблемы могут проявиться при передвижении по бездорожью, когда усиливается ударное напряжение.

Причины поломки шкворней

Шкворневой узел представляет собой палец с шаром, прикрытые чашкой. Внешний обод чашки выходит из строя чаще всего. Элемент разрушается из-за естественного износа или сильных ударов, например при движении на высокой скорости по неровной дороге. В конструкции детали появляются трещины. Негативное влияние на состояние чашки оказывают дисбаланс колес и вымывание смазки из зоны трения при постоянной эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях.

Теоретические основы

Технический опыт показывает, что площадь соприкосновения сопрягаемых деталей вращения сильно влияет на надежность работы механизма шкворня.

Читайте также:  Что лучше игольчатые подшипники или втулки

В шарнирном механизме важно идеальное совмещение чашки и шара. Вследствие того, что эти детали производятся на различных станках разными рабочими, то не стоит надеяться на хороший результат сопряжения. Поэтому в процессе эксплуатации полусферический контакт превращается в точечный. Это приводит к разбалансировке механизма, появлению разрушительных колебательных усилий и поломке.

В подшипниковом узле площадью сопряжения служит вся поверхность обоймы. Правильно запрессованная опора качения способна длительное время выдерживать положенные дорожные нагрузки. Недостатком является невысокая сопротивляемость ударным напряжениям, которые возникают при езде по пересеченной местности.

Для устранения нежелательных колебаний после замены шаровых шкворней на подшипниковые УАЗ оснащается рулевым демпфером.

Подготовка

Чтобы не пришлось менять шкворни в полевых условиях, а такое иногда случается, делайте замену планово. Установив, какой на вашей машине мост, какие шкворни, отправляйтесь в магазин, где продаются запчати на УАЗ. Покупайте ремкомплект, прокладки на фланец ступичного узла 2 шт., смазку для высоко загруженных узлов 1 туба. В ремкомплекте должен быть специальный ключ для откручивания/закручивания верхней ответной части (регулировочная гайка) шкворня. Если его нет, спросите у продавца. Без него отвернуть можно, но сложно.

Примеры ремкомплектов для замены шкворней на УАЗ любого вида

Для работы вам потребуется следующий инструмент и оборудование:

  • Домкрат- 1 шт.
  • Противооткатные упоры – 4 шт.
  • Козелок для вывешивания машины — 2 шт. штоковых или один широкий (оставлять на домкрате и работать под машиной опасно)
  • Баллонный ключ и монтажка;
  • Комплект рожковых ключей;
  • Комплект головок;
  • Молоток, отвертка, плоскогубцы;
  • Штангенциркуль или линейка;
  • Смазочный шприц;
  • Переносной фонарь (переноска) 12В.

Для работы нужен гараж или мастерская со смотровой ямой, а еще лучше с подъемником. Перед тем, как поставите машину в ремонт, рекомендуем съездить на мойку, промыть колесные арки — тогда грязь не будет сыпаться за шиворот. Также следует помыть место разбора на чулке моста и поворотный кулак.

Необходимые инструменты

Для проведения работ вам понадобится помытая машина УАЗ, пара домкратов, молоток, ключ для затягивания регулировочных гаек и набор стандартных накладок. Специальная оснастка поставляется в ремонтных наборах по замене вкладышей и шкворней или продается отдельно. Ключ представляет собой шлицевую накладку, попадающую своими выступами в пазы зажимной гайки. Для точной затяжки используйте динамометрический ключ щелчкового типа.

Установка шкворней с подшипниками

Надежная работа рассматриваемого узла зависит от правильного монтажа всех деталей. Замена заводских вкладышей УАЗ Патриот производится в случае их износа и появления люфта в поворотном механизме. Возникновение зазоров свидетельствует о разрушении пластиковых элементов и скорой поломке всего шкворневого механизма.

Для монтажа новых элементов нужно снять ступицу переднего колеса с поворотным кулаком. На картере данного элемента располагаются чашки шкворня, которые требует замены. Они подрезаются болгаркой и выбиваются изнутри чулка, место среза зачищается. На эту поверхность привариваются втулки из комплекта подшипниковых опор. Важно, чтобы новые детали были смонтированы без перекосов.

В поставленные чашки запрессовываются обоймы подшипников. Размеры сопрягаемых деталей исполнены таким образом, чтобы установка прошла с натягом. Лучше заранее проверить соответствие параметров перед производством работ. В обойму вставляется подшипник и картер поворотного кулака ставится на место. Не забываем поменять смазку в механизме.

Приваренная чашка подшипников УАЗ

Закрепление тела опоры на шкворневом пальце производится при затягивании разрывных гаек. Попеременное закручивание производится до отсутствия зазоров. Далее на палец одеваются установочные шайбы и выполняется регулировка.

Регулировка шкворней

Когда появляются незначительные зазоры, то регулировочный процесс можно выполнить, не прибегая к разборке поворотного кулака.

Регулировка шкворней может быть осуществлена самостоятельно.

  1. Располагаем внедорожник на ровном участке, вывешиваем передок с помощью домкратов и демонтируем колеса.
  2. Извлекаем протекционные накладки и прокладки, присутствующие у зажимных втулок шкворней.
  3. Несколько ударов молотком по шкворневому пальцу помогают его осадить, тем самым уменьшить предварительный натяг.
  4. Специальным ключом производим подтяжку зажимной втулки до момента устранения ранее присутствовавших люфтов. Протяжку выполняем на 10-12º, с моментом примерно 30 Нм, но не более.
  5. Регулировочную процедуру осуществляем поочередно: сначала на верхней опоре, а затем и на нижней.
  6. Проверяем величину усилия при движении кулака. Напомним, что оно должно быть свободным.
  7. Смазываем зажимные втулки, после чего устанавливаем прокладку и протекционную крышку.

Если люфт в подвеске значительный, то обычная регулировка шкворней не будет эффективной. Здесь потребуется заменить вкладыши, присутствующие у шарового соединения. Такое действие предполагает полную разборку кулака. Также при сборке необходимо будет отрегулировать шкворневой механизм.

Виды шкворней на УАЗ 469

Существуют четыре основных вида шкворней, использующихся в конструкции автомобилей УАЗ 469:

  • втулочные;
  • подшипниковые;
  • шаровые;
  • со сферической опорой.

Все указанные модификации в разные годы устанавливались в машины, выпускаемые Ульяновским автомобильным заводом. Используются они и сейчас. Чтобы понять, какие шкворня лучше поставить на УАЗ 469, разберем их устройство подробнее.

Читайте также:  Надо ли делать развал схождение после замены ступичных подшипников

Снятие шкворня

А теперь рассмотрим процесс снятия шкворня на уаз 469. Для этой процедуры можно использовать специальный съемник, однако, его вполне возможно изготовить самому. Все что для этого понадобится — пластина с отверстием под болт, шайба и 2 гайки. Пластина будет упираться в другие болты по периметру, а центровой болт будет как раз вытягивать шкворень из посадочного места.

Характеристика

Что такое шкворень? Это стержень шарнира поворотного соединения. Устанавливается на рулевой оси автомобиля. Шкворневой палец применяется для соединения кулака с балкой моста или несущими цапфами (в зависимости от конструкции). В случае с УАЗом, шкворень интегрирован в мост, который может являться ведущим при использовании полного привода.

Признаки неисправности

Симптомы поломки проявляются не сразу. Так, автомобилист заметит неравномерный износ шин.

  • Вывесить передний мост.
  • Проверить люфт колеса, не снимая его в радиальном и осевом направлении.
  • При износе шкворень УАЗа меняется на новый.

Также проверяют расстояние между балкой и кулаком. Зазор не должен превышать 0,2 миллиметра.

Замена шкворней УАЗ 469 своими руками

Замена шкворней на УАЗ 469 осуществляется в следующей последовательности:

  • Слить масло из моста. Под колеса поставить упоры, мост вывесить.
  • Тормозной суппорт вместе с диском демонтировать.
  • Щит тормоза открутить, убрать провод в сборе с корпусом подшипника.
  • Снять рулевой наконечник, выкрутить масленку снизу.
  • Снять крышку шкворня со смазывающим клапаном.
  • Выкрутить пробку из нижнего шкворня.
  • Шкворня разобрать, замочить в керосине.
  • Шкворня с обратной стороны демонтировать в аналогичной последовательности.
  • Снятые детали тщательно очистить от пыли, грязи, коррозии, осмотреть.
  • Втулки смазать и распрессовать.
  • Смазочные спиральные каналы очистить от стружки и отложений.
  • Полуосевые сальники заменить, кромки смазать маслом.
  • Завершив операции, проверить шкворни в цапфе. Резьбовые соединения проверить на ШРУСе. Отрегулировать осевое перемещение кулака.
  • Масленку и крышку шкворня установить на свое штатное место.
  • Смазать шейку привода. После окончательной проверки вставить провод.
  • Монтаж всех узлов и деталей осуществлять в обратной последовательности. Чтобы замена шкворней на УАЗ 469 своими руками прошла правильно, необходимо четко придерживаться требований инструкции.

Алгоритм работы при замене шкворни на УАЗ «Буханка»

  • Передний мост авто следует вывесить на домкратах, чаще используются подкатные. Дополнительно подставляется что-нибудь крепкое, чтобы в случае поломки домкрата машина не упала.
  • Из моста нужно слить трансмиссионное масло.
  • Далее снимается тормозной щит, тормозной суппорт, рулевой наконечник и выворачивается масленка.

  • Непосредственный демонтаж шкворни. В нее надо вкрутить болт диаметром М10 и попробовать тянуть, поддев за шляпку. Если это не сработало, следует неподвижно закрепить стальной лист над шкворней и сделать в ней отверстие М10, через которое будет вкручиваться болт. Под пластиной на болт наживляется пару гаек, посредством которых шкворень успешно поднимется к ней.

  • Далее без проблем достается шайба, а вот со втулкой нужно повозиться. Достать ее можно заточенным гвоздем, осторожно подсовывая его со стороны замка под втулку. Колебательные движения нужно делать по кругу, пока не станет возможным прихватить втулку пассатижами. После извлечения, втулка промывается бензином, а затем закладывается новая смазка, обычно литол.

  • Новый шкворень аккуратно забивается на место молотком, желательно через деревянную доску, не допуская перекоса детали.
  • Остальные детали устанавливаются на свои места.

О шприцевании

Так называют процедуру смазки втулок механизма. Производится она через пресс-масленки при помощи специализированного шприца. Внутрь последнего закладывается водостойкая смазка (например, «Литол-24»).

Как часто производить шприцевание шкворней? Такая процедура выполняется каждые 20 тысяч километров или раз в год. Эта простая профилактическая мера позволит продлить ресурс втулок и обеспечить более легкое вращение руля. Это заметно уже с первых метров дороги.

Дополнительные советы

Если вы устанавливали элемент с бронзовыми вкладышами, через 500 км пробега потребуется регулировка шкворней УАЗ Патриот в силу естественной усадки. Модели на подшипниках не такие прихотливые, качество их работы нужно проверять через 1000 км. При этом нужно помнить, что менять элементы нужно одновременно с двух сторон.

Если выполнить все правильно и приобрести неплохие запчасти, то они прослужат вам около 100 тыс. км пробега. В любом случае, важно тщательно следить за состоянием элементов, иначе могут возникнуть проблемы с управлением транспортным средством.

Стоимость замены шкворней

Теперь можно подвести итог. Стоимость замены шкворней составит — 1570 руб. Из них:

  • Ремкомплект шкворней — 1230 руб.
  • Смазка neste oil — 260 руб.
  • Прокладки — 2 шт. *40 руб. = 80 руб.(если меняем со снятием с машины)

Эта работа на СТО стоит от 2500 и выше без стоимости запчастей.

Менять шкворни самому или ехать на СТО — решать вам. Если решили делать самостоятельно, будьте внимательны и соблюдайте технику безопасности при проведении ремонтных работ.

Удачи на дорогах и бездорожье!

Подведем итоги

Рассмотренная нами ремонтная процедура и подтяжка шкворней доступна для самостоятельного выполнения без обращения в сервис. Здесь рекомендуется привлечь напарника, поскольку узлы в подвеске УАЗ Патриот тяжелые и для корректного сборочно-регулировочного процесса необходима еще одна пара рук.

Источник

Adblock
detector