Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.
Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш
Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности , знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).
В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).
Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.
Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:
С миниатюрными ( 500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.
Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.
Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).
Расшифровка серии ширин и диаметров
Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера
Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале .
Условные обозначения слева от основного номера подшипника.
Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805К2
Классы точности для шариковых и роликовых подшипников.
Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. Пример: 2-3182119 (2 класс точности, наивысший); 66-692504 (первая цифра 6 – группа радиального зазора, вторая цифра 6 – класс точности).
Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116Л .
Категория подшипников с одним из дополнитель-ных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.
Категория подшипников с классом точности ниже 5.
То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.
Повышенные требования к моменту трения
Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)
Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307А (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)
3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 Е
Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.
Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4РИК4075, РИК 3570, РИК 2557 .
Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников .
Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 7610А
Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и
штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. Примеры: подшипник 180205АКС23 (С23 – тип внесения смазки)
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2
Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).
Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.
Обозначение материала сепаратора
Б – Безоловянистая бронза (подшипник 66412Б1,
Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ ),
Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник 86-176226ДТ1),
Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит
КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)
Конструктивные изменения деталей подшипника.
Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.
Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.
Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 2217М ).
Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.
Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201
обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17 . Например, подшипник 180306 У1С17
Требования к температуре отпуска колец подшипника.
Например, подшипник 1000832 ЛТ1
Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 УС23
Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, 42305АЕ1УШ1
Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.
Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.
Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.
При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.т.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке .
Источник
Буквенные обозначения подшипников
Получить исчерпывающие сведения о подшипнике можно по его обозначению, в котором каждая цифра и буква имеют свою интерпретацию. Кодировка этих узлов происходит согласно ГОСТ 3189-89 и международным стандартам.
Существует две шифровки подшипников:
- отечественная, она была принята еще в эпоху СССР;
- международная.
Они отличаются маркировкой и если неправильно ее расшифровать, то можно купить неподходящее изделие, избежать этого можно, если воспользоваться действующими ГОСТами и правильно расшифровать обозначение.
Буквы, расположенные справа от чисел в номере подшипника, имеют определенную трактовку, обозначение основных из них приведено ниже.
1. Буквенные обозначения отечественных подшипников
Буква «А»
Литера «А» справа – повышенная грузоподъемность, применяемая к подшипниковому узлу. Для шариковых однорядных подшипников этот параметр пренебрегается, так как они выпускаются всегда с повышенной грузоподъемностью.
Буква «К»
Она обозначает конструктивные изменения, которые применяются для различных видов подшипниковых узлов.
Показатель | Тип подшипников | Расшифровка показателя |
К | шпиндельные радиально-упорные шариковые идут по высшему классу точности | сепаратор выполнен из текстолита, имеет массивный вид, предусмотрен «замок» на внутреннем кольце в виде скоса |
роликовые с короткими роликами, двухрядные с коническими и цилиндрическими отверстиями | предусмотрена кольцевая проточка, выполненная посередине наружной поверхности кольца, в нем также присутствует три специальных отверстия, предназначенных под смазку | |
К, К1, К2 | роликовые радиальные, в который установлены короткие ролики | применяется особый сепаратор штампованного вида из черных металлов |
К5 | радиальные шариковые | Повышенная грузоподъемность |
К7 | радиально-упорные шариковые подшипниковые узлы | присутствует скос на внутреннем ободе, угол контакта 120, а сепаратор имеет массивные размеры и выполнен из текстолита |
однорядные радиальные шариковые подшипники со сферической поверхностью | изделие идет с двухсторонним уплотнением, при его установке имеется возможность использовать стопорный штырь | |
К10 | ||
К11 | шариковые радиально-упорные подшипники | в них установлен штампованный сепаратор |
Буква «М»
Обозначает, что в роликовых подшипниках имеется модифицированный контакт.
Буква «Н»
Для каждого вида подшипников она означает определенные особенности.