Устройство, работа, регулировки переднего ведущего моста МТЗ 1221 и его привода
В соответствии с мощностью трактора Беларус МТЗ 1221 в 130 лошадиных сил (100 к.Вт) и его тяговым классом 2 т.с. машина оборудована усиленной трансмиссией. В качестве переднего моста установлен балочный усиленный ПВМ с планетарно-цилиндрическими колёсными редукторами марок 1222-2300020 или 1222-2300020-05. Узел получает вращение от встроенного в коробку передач привода с электрогидравлическим включением. Сказать к теме, данная конструкция моста была внедрена именно на трактор МТЗ 1221, а в последующем были выпущены такие же усиленные мосты под трактора Беларусь тягового класса 1.4 т.с.
Устройство ПВМ
Узел соединён качающимся шарниром с передней частью полурамы, представляет собой сборную литую балку из трёх соединяющимися фланцами деталей, в центральной части которой размещена главная передача и дифференциал, а в двух боковых частях полуоси. Внешние части корпусов полуосей оборудованы посадочными поворотными опорами для соединения с корпусами колёсных редукторов. Планетарно-цилиндрические бортовые механизмы получают вращение от полуосей через соответствующие карданные сочленения.
Главный редуктор
Главный редуктор моста представляет собой главную передачу в виде пары конических шестерён и самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.
Главная передача имеет традиционную конструкцию в виде конической пары шестерён с винтовыми зубьями, ведущая шестерня которой размещена в стакане на двух подшипниках, а ведомая установлена на шлицах корпуса дифференциала.
Ведущая шестерня выполнена заодно целое с валом, на хвостовик которой установлен фланец для соединения с карданной передачей привода ПВМ. Сам вал шестерни размещён в литом стакане на двух конических роликовых подшипниках, зазор в которых регулируется подбором пакета шайб между ними и усилием затяжки гайки на резьбовом хвостовике.
Регулировка зазора в зацеплении пары главной передачи регулируется прокладками устанавливаемыми под соединительный фланец стакана с фланцем центральной части корпуса моста.
Дифференциал
Данная часть моста установлена в корпусе на двух радиально-упорных роликовых конических подшипниках, зазор в которых регулируется подкладыванием пакета регулировочных прокладок под соединительные фланцы корпуса главного редуктора и правого корпуса полуоси.
Сам дифференциал представляет собой узел состоящий из двух полукорпусов между собой стянутые восьмью болтами. Внутри корпуса установлены: сборная креставина с четырьмя сателлитами со сферическими торцами; две одноимённые полуосевые шестерни с муфтами блокирования повышенного трения. Вращение от дифференциала предаётся на левую и правую карданную передачу полуосевыми валами, входящими внутренними шлицевыми концами в шлицы полуосевых шестерён дифференциала, а наружными в хвостовики вилок карданных передач привода бортовых редукторов.
Бортовой редуктор
Колёсныё редукторы опираются своими корпусами на две вертикально размещённые шкворневые поворотные точки оборудованные радиально-упорными роликовыми коническими подшипниками. Зазор в подшипниках данных поворотных опорах регулируется пакетом прокладок в верхней и нижней опоре.
Устройство
Вращение от карданного сочленения на колёсный редуктор принимается через промежуточную цилиндрическую шестерню установленной наружной стороной на подшипнике в корпусе колёсного редуктора, другой стороной на подшипнике в стакане. Фиксируется опора шестерни затяжкой стакана с пакетом регулировочных прокладок для обеспечения зазора в подшипниках шестерни.
От промежуточной шестерни далее вращение передаётся непосредственно на планетарную часть колёсного редуктора. Весь планетарный механизм смонтирован на валу ступичного фланца. колеса. Со стороны фланца вал опирается в наружной крышке корпуса редуктора на коническом роликовом подшипнике. На шлицевую часть фланцевого вала своими шлицами посажена ступица водила. На внутреннюю часть фланцевого вала посажен цилиндрический блок из двух шестерён, большая шестерня которого является ведомой шестерней получающей привод от промежуточной цилиндрической шестерни, а малая является солнечной шестерней планетарного механизма и размещена на ступице водила. Солнечная шестерня своими зубьями передает вращение трем сателлитам установленным на осях в наружной части водила, которые по наружному диаметру обкатываются по зубчатому венцу эпицикла напрессованного во внутренней части крышки колёсного редуктора. Блок шестерён опирается на фланцевом вале на роликовый двухрядный сферический подшипник зафиксированный на валу и в блоке стопорными кольцами. Внутренний конец фланцевого вала опирается на внутреннюю обойму конического роликового подшипника, наружная обойма которого установлена в стакане. Вся конструкция с внутренней части затянута гайкой и крышкой стакана с четырьмя болтами.
Порядок работы
Общая работа колёсного редуктора представляется в следующем порядке: ведущая цилиндрическая шестерня получает вращение от полуосевых карданных сочленений, приводя во ращение блок шестерён посаженый на подшипники фланцевого вала. Солнечная шестерня, получившая привод вместе с ведомой в едином блоке, передаёт вращение сателлитам, которые своим вращением обкатываются по венцу эпицикла увлекая за собой водило планетарного механизма. Водило жёстко посаженое на фланцевом валу приводит во вращение сам фланец с присоединённым на нём ходовым колесом.
Отличия в конструкциях передних мостов для МТЗ 1221
Нужно отметить, что передние мосты МТЗ 1221 марок 1222-2300020 и 1222-2300020-05 отличаются в своей конструкции именно составом колёсных редукторов и соответствующая комплектация ими тракторов зависит от исполнения заднего моста. В случае не соответствия, между формируемыми передаточными числами обеих ведущих мостов не будет достигнуто синхронности привода, что будет приводить к неравномерному износу передних шин и негативным нагрузкам в механизмах ПВМ и его привода.
Конкретно узлы отличаются корпусами редукторов, цилиндрическими шестернями получающими привод от полуосевого карданного сочленения, блоком шестерён солнечной шестерни и ведомой шестерни привода колёсного редуктора. Так, колёсные редуктора моста 1222-2300020 оборудованы шестерней принимающей вращение от полуосевого карданного сочленения на 17 зубьев , а мост 1222-2300020-05 с шестерней на 14 зубьев. Ведомая шестерня привода планетарного редуктора моста 1222-2300020 имеет 44 зуба, 1222-2300020-05 – 40 зубьев.
Регулировки ПВМ
Органичность работы механизма ПВМ обеспечивается правильной настройкой зазоров в зацеплении шестерён и установке в опорах вращения допустимого люфта подшипников.
Регулировки главного редуктора
Конические подшипники ведущей шестерни главной передачи настраиваются без зазора с натягом 0,08 мм. Люфт удаляется уменьшением толщины подкладных колец путём их шлифовки. Правильная настройка натяга проверяется усилием поворота соединительного приводного фланца ведущей шестерни, который должен быть в пределах 0,6 – 2 Н.м.
Настройку зацепления шестерён в главной паре осуществляют при правильно отрегулированном зазоре в подшипниках дифференциала, который должен быть в пределах 0,1 мм. Регулировка осуществляется подбором разрезных пакетов прокладок под соединительные фланцы корпуса главного редуктора и правого корпуса полуоси. При затяжки фланцев проворачивают корпус дифференциала для того, чтобы ролики подшипников заняли своё правильное положение в обоймах. Контроль зазора проверяют индикатором, установленным на венец ведомой шестерни главной передачи, путём осевого перемещения дифференциала вправо – влево при снятом стакане ведущей шестерни.
Зацепление в главной паре шестерён настраивается подбором пакета регулировочных прокладок между фланцами стакана ведущей шестерни и корпуса главного редуктора моста. Боковой зазор в зубьях шестерён главной пары должен быть в пределах 0,18 – 0,46 мм. Проверку осуществляют при застопорённой ведомой шестерни. В случае необходимости замены шестерни главной пары установка осуществляется только комплектами пар. Установка разукомплектованных пар или замена одной шестерни не допускается.
Регулировки бортовых редукторов
Подшипники ведущей цилиндрической шестерни колёсного редуктора регулируются с осевым зазором 0,05 мм путём подбора пакета разрезных прокладок между стаканом и корпусом редуктора.
Конические подшипники ступичного фланца колёсного редуктора настраиваются без зазора и фиксируются затяжкой гайки, положение которой стопорится кернением в двух прорезях детали. Обычно настройку осуществляют затяжкой гайки моментом 180- 200 Н.м. и последующим её отпуском на 15-20°, после чего производят кернение гайки. В соответствии с техническими требованиями производителя проверку зазора осуществляют через каждые 1000 часов работы.
Подшипники в осях поворота шкворня колёсного редуктора регулируются без зазора с натягом 0,01 — 0,06 мм путем подбора пакета прокладок между поворотными осями и корпусом. Правильная настройка соответствует усилию поворота редуктора на осях с моментом 16 – 20 Н.м. Затяжку и проверку зазора осей шкворня осуществляют через каждые 500 часов работы трактора.
Предельный угол поворота корпуса колёсного редуктора должен быть в пределах 38 -40° по отношению к положению прямолинейного движения. Настройка осуществляется винтом на балке моста.
Смазка моста
Полная замена масла в колёсных редукторах и корпусе главного редуктора осуществляется через 1000 часов наработки трактора или при сезонном обслуживании. Масло сливают при разогретом механизме до рабочего состояния. Слив осуществляют при вывернутых контрольно-заливных и сливных пробках. Объём заправки главного редуктора моста -3,9+/-0,04 литра, объём заправки колёсного редуктора 4+/-0,04 литра. То есть для полной заправки моста потребуется 12 литров трансмиссионного масла.
Контроль уровня масла в корпусах ПВМ осуществляется через каждые 250 часов работы. Уровень должен соответствовать кромке контрольного отверстия в корпусах корпусах колёсных редукторов и корпусе главной передачи.
Смазка подшипников поворотных осей шкворня колёсного редуктора и втулки оси качения моста производится через каждые 125 часов путём 4-6 нагнетаний шприцом.
В качестве смазочного материала используют трансмиссионные масла марок ТАП-15В, ТАД-17, ТСп-15Кф, для смазки шприцом осей шкворня и качающегося шарнира моста – Литол 24 или смазку LCP-GM «BECHEM».
Подшипники моста
мм