Меню

Принцип работы подшипника первичного вала кпп

Подшипник первичного вала КПП

Любая механическая КПП имеет в своем устройстве подшипник первичного вала. Первичный вал – это один из ведущих элементов в трансмиссии. Он необходим для передачи крутящего момента от дисков сцепления к ведомому и промежуточному валу. Первичный элемент вращается вокруг своей оси благодаря подшипникам. Последние фиксируют вал, центрируют его, а также защищают деталь от вибраций. Также эти элементы являются одними из важных связующих звеньев в системе МКПП.

Устройство

Преимущественно для опоры вала применяются игольчатые подшипники. Использование тонких и длинных роликов позволяет свести к минимуму толщину кольца вместе с сохранением высокой устойчивости к нагрузкам.

Крепление детали имеет свои особенности. В процессе эксплуатации элемент вырабатывает свое место установки. За счет нарастающего люфта и вибраций деталь постепенно разрушается, и тогда необходимо заменить ее.

Симптомы неисправностей

Признаки выхода из строя этого элемента сильно связаны с местом монтажа. Подшипник первичного вала КПП установлен на первичном валу, а за ним находится сальник. В различных моделях трансмиссии сам подшипник может работать в качестве сальника. Так, в паре с выжимным, эта деталь испытывает на себе практически всю нагрузку от двигателя автомобиля. Чтобы найти проблемный подшипник, нужно демонтировать трансмиссию. Симптомы выхода из строя этого элемента похожи на то, как приходят в негодность любые другие подшипники. При серьезных поломках из КПП раздаются характерные звуки, напоминающие вой. Этот звук можно слышать в момент, когда сцепление отпущено и автомобиль стоит. Но также подшипник первичного вала может свистеть и во время движения. Очень редко можно слышать характерные стуки – они говорят о полном разрушении узла.

Также возникают проблемы с включением либо не выключением сцепления. Причины такой работы КПП заключаются в этом подшипнике. Неисправность часто возникает, если деталь заклинило. В сложных ситуациях может появиться необходимость в замене первичного вала. Зачастую свист и гул слышны при отсутствии в подшипнике смазочных материалов. Этот вопрос можно решить, смазав деталь. Но в начале ее нужно снять с коробки передач. Трансмиссия будет издавать вой, если на подшипнике появились сколы и трещины либо разрушены один-два ролика. Если слышны характерные стуки, то это говорит о полном выходе из строя детали. Стук будет издаваться на любой передаче. Если вовремя не выполнить замену изношенной или разрушенной детали, тогда элемент может серьезно «привариться» к валу. В результате придется менять подшипник первичного вала и сам вал.

Причины поломок

На то, что элемент изнашивается и разрушается, может влиять множество различных факторов. Зачастую виной всему — низкое качество деталей. Приобретая изделие, не следует отдавать предпочтение самым дешевым вариантам, а стоит приобрести качественное изделие. Необходимо внимательно осмотреть узел и удостовериться, что он надежен и изготовлен из крепких материалов. Также одна из возможных причин – это манера управления автомобилем. Если водитель использует слишком агрессивный стиль, буквально вырывая рычаг переключения, то это не добавляет подшипнику ресурса, а серьезно снижает срок эксплуатации.

Еще важны условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Если машина постоянно хранится в гараже, если отсутствуют какие-либо перегрузки, то все это самым лучшим образом скажется на ресурсе каждого узла. И наконец, наиболее популярная причина, по которой выходит из строя подшипник первичного вала ВАЗ – игнорирование технического обслуживания механизмов и узлов автомобиля. Владельцы недорогих автомобилей, которые используют их для работы, а также начинающие водители, которые только учатся, могут игнорировать проведение ТО.

Как выполнить замену

Замена подшипника первичного вала может быть осуществлена самостоятельно.

Для этого не требуется иметь специальных навыков. Также для работы не понадобится особенных инструментов. Для замены не нужно даже разбирать коробку. Но демонтаж КПП все-таки необходим.

Как снять трансмиссию?

Для снятия коробки необходима смотровая яма либо подъемник. Также для работы нужен стандартный набор инструментов – вороток, головки, гаечные ключи и монтировка. Процесс демонтажа выполняется в несколько этапов:

  1. Первым делом отключают клемму на АКБ. Затем включается нейтральная передача, отключается стояночный тормоз. Поднимают и выводят задний мост. Далее откручивают болты, удерживающие кардан и фланец редуктора. После этого можно отсоединить карданный вал.
  2. Затем откручивают болты и демонтируют приемную трубу выпускного коллектора, отсоединяют кислородный датчик, снимают стартер. Далее в салоне автомобиля необходимо демонтировать консоль и ручку КПП.
  3. После этого снимают защиту коробки, отвинчивают хомуты, которые соединяют приемную трубу с катализатором. После этого можно демонтировать рабочий цилиндр системы сцепления. Далее откручивают тросик спидометра, снимают пыльник и кабель задней передачи. Теперь можно достать карданный вал. Затем откручивают траверсы (при этом необходимо держать коробку, чтобы та не упала). И наконец, можно откручивать и снимать узел КПП.
Читайте также:  Мтз 82 маховик с подшипником

Где находится подшипник, как его демонтировать?

На автомобилях отечественного производства подшипник первичного вала расположен на вторичном валу, непосредственно за сальником. Когда КПП уже полностью снята с автомобиля, достают колокол, а также стопорные кольца. Далее разбирать узел не нужно.

Для того чтобы заменить деталь, нужно отверткой зацепить подшипник за его кольцевую проточку. Далее первичный вал выдвигают вперед, используя подшипник в качестве опоры. Затем медленно стягивают подшипник с вала, постукивая по нему молотком. Спешить не стоит. Замена подшипника первичного вала ВАЗ может занять от нескольких минут до одного часа.

Как установить новый элемент на вал?

Новую деталь на первичный вал можно установить при помощи технологии запрессовки. Подшипник обильно смазывается моторным маслом, а затем запрессовывается при помощи молотка небольших размеров.

Важно, чтобы инструмент был не только небольшим, но и не тяжелым. Молотком нужно аккуратно и равномерно бить по внутреннему кольцу детали. Вал при этом оттягивается вперед. После запрессовки рекомендуется убедиться в том, что деталь нормально работает. Исправный подшипник вращается легко и спокойно, без шумов. После того как замена подшипника первичного вала (ВАЗ в том числе) выполнена, устанавливают КПП на ее законное место. Все работы по сборке следует производить в обратном порядке.

Полезные советы

Если на подшипнике полностью отсутствует масло, но при этом на его поверхности нет никаких повреждений, тогда замену можно не выполнять, а обойтись смазкой и установкой его назад. Так делают, если по каким-то причинам нужная запчасть отсутствует на руках. Смазывают подшипник первичного вала КПП (ВАЗ в том числе) двумя способами. Первый вариант предусматривает вываривание детали в литоле. Лучше всего проводить такую операцию на водяной бане. Но есть и более безопасный вариант – смазка методом шприцевания. Для этого литол набирают в шприц и набивают смазку в подшипник. Но нужно учесть, что такой процесс требует больше времени.

Источник

Подшипник КПП: устройство, некоторые неисправности и варианты их устранения

Коробка передач недаром считается одним из важнейших компонентов современных автомобилей — в данном агрегата сосредотачиваются огромные переменные и динамические нагрузки, поскольку он ответственен за изменение как крутящего момента, так и направления и скорости автомобиля. Как наверняка знают даже далекие от автотранспорта люди, коробки передач являются важнейшим элементом трансмиссии. Мы поговорим об одном из компонентов КП — подшипниках. В агрегате их может быть 12 и даже более штук. Выход даже одного подшипника из строя чреват нарушением функций всей коробки передач. Разберемся с устройством, классификацией и некоторыми неисправностями таких подшипников.

Коротко о коробках передач

Для начала разберемся с тем, что представляют собой коробки передач. Коротко говоря, это такой агрегат, который встраивается прямо на пути основного потока мощности от автомобильного двигателя к колесам. Задача коробки передач в том, чтобы менять крутящий момент, т.е. тягу на колесах. Изменение тяги влечет за собой не только изменение скорости, но и позволяет более эффективно использовать энергию двигателя . Например, в определенных условиях лучше ехать на низких передачах. Коробки передач бывают следующие:

  • Механические. По сути, это множество правильно скомпонованных шестерен. Система также компонуется муфтой сцепления. Такая коробка передач требует ручного управление, вследствие чего она считается наименее удобной;
  • Автоматическая. Это классическая «механика», дополненная гидромеханическими устройствами. Автоматические коробки удобны в эксплуатации, но при этом тяжелы и дороги в производстве;
  • Роботизированная. Может иметь несколько исполнений. Самый дешевый и простой вариант: механическая коробка с пристроенными электроприводами, выжимающими сцепления, а также манипулирующими рычагом управления. Более сложные «роботы» представляют собой 2 механические коробки и все те же электроприводы со специальным электронным блоком.

Отдельно стоит выделить вариаторы, т.е. специальную бесступенчатую автоматическую трансмиссию . В отличие от классических коробок передач, вариаторы используют пару раздвижных шкивов с металлическим ремнем. Такая крайне удобна в эксплуатации и позволяет снизить расход горючего. Слабым местом вариаторов являются металлические ремни, которые довольно быстро выходят из строя. В силу не самой большой распространенности такой трансмиссии, не будет подробно на ней останавливаться.

Что представляют собой подшипники коробок передач

Валы и шестерни коробок передач предъявляют высокие требования к опорам. Опоры должны выдерживать большие нагрузки и вибрации (основные «убийцы» металлический и резинометаллических компонентов). Запрессованные подшипники подходят как нельзя лучше. В зависимости от типа КП и количества переда, подшипников требуется от 4 до 12, в редких случаях и больше. Они берут на себя такие задачи:

  • Создание надежной опоры для абсолютно всех или большей части валов. Как правило, на один вал приходится по две опоры, но в некоторых коробках первичный вал имеет лишь одну опору, а вторичный целых три;
  • Максимальное снижение сил трения, возникающих в опорах. Чем ниже силы трения, тем меньше греются детали и тем меньше потери крутящего момента;
  • Создание опоры уже для шестерен, установленных на вторичном валу.
Читайте также:  Втулка для 626 подшипника вентилятора baxi

Запчасти на renault 12

Запчасти на renault 12

Как несложно догадаться, сильно изношенные, а то и вовсе вышедшие из строя подшипники пагубно сказываются на эффективности работы коробки передач. Речь идет и о перерасходе энергии, и о сильном шуме при работе. Стоит ли говорить, что износившийся подшипник может стать причиной более серьезной поломки с последующим дорогостоящим ремонтом. В норме он служит свыше 150 и более тысяч километров , но только если речь идет об оригинальном изделии, а не реплике низкого и среднего качества.

Типы подшипников коробок передач

В зависимости от производителя авто, в коробке передач могут использоваться подшипники одного или нескольких типов. Каждый тип подшипников имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, один тип характеризуется высокой устойчивостью к механическим нагрузкам, но отличается большими габаритами. Говоря о подшипниках, нельзя не упомянуть два типа нагрузок, которые они воспринимают: осевые/упорные (вдоль оси вращения) и радиальные (перпендикулярные оси вращения). Оба вида нагрузок могут восприниматься подшипником одновременно, однако в большинстве случаях одна нагрузка превышает другую. Подшипники КПП делят на следующие:

  1. Шариковые однорядные радиальные. Это наиболее универсальные подшипники. Используются в большинстве легковых автомобилях, хотя в отдельных случаях и служат в качестве одной из опор в коробках передач грузовиков;
  2. Шариковые однорядны радиально-упорные. Несмотря на говорящее название, могут воспринимать и осевые/упорные нагрузки, и радиальные. Конструктивно являются дополненным вариантом обычных радиальных подшипников — на их кольцах имеются специальные упоры, которые предотвращают разрушение подшипника при больших нагрузках по разным направлениям;
  3. Шариковые двухрядные радиально-упорные. В силу высокой устойчивости к нагрузкам, выступают в роли задней опоры первичного вала КП. В редких случаях служат опорой и для промежуточного вала. Дороже в производстве, нежели более простые однорядные подшипники;
  4. Роликовые игольчатые. Могут быть одно- и двухрядными. Крайне устойчивы к радиальным нагрузкам, т.к. телами вращения в них являются иглы небольшого диаметра. Нашли применение во вторичных, реже в промежуточных валах;
  5. Роликовые однорядные радиальные. Телами вращения в таких подшипниках являются ролики. Имеют очень высокую устойчивость к механическим нагрузкам и обычно используются в автотракторной технике;
  6. Роликовые конические одно- и двухрядные. Используются очень широко. Хороши в качестве опор как первичного, так и вторичного вала.

Производителя автомобилей тщательно подбирают подшипники под коробку передач каждой модели транспортного средства. Все начинается с динамических расчетов и заканчивается тестами на специальных стендах. В конечном счете выбирается тот подшипник, который гарантируют работу шестерен и валов в наиболее эффективном режиме.

Неисправность подшипника КП

Как и в случае с любыми автомобильными подшипниками, симптомы при поломке примерно одинаковы. Так как подшипники испытывают серьезные нагрузки, выходят из строя они не так уж и редко. Здесь, впрочем, стоит отметить, что опоры в коробках передач ломаются реже, чем другие подшипники. Как правило, проблемы возникают с опорами первичного вала. Наблюдается следующее:

  1. Отказ сцепления. Оно может или не включаться, или, напротив, не выключаться. В очень редких случаях при отказе сцепления сильно страдает вал. Обычно заклинивает лишь сам подшипник, а вал остается целым. Подшипник при этом нужно заменить как можно скорее;
  2. При движении авто можно слышать характерный звук. Он особенно хорошо слышен также слышен и на холостом ходу при отпущенном сцеплении. Как показывает практика, при частичном разрушении подшипника КП вой или свист сменяется стуком;
  3. КП начала свистеть. В большинстве случаев источником свиста является подшипник с выбившейся смазкой. Проблема решается нанесением смазочного материала, в отдельных случаях — заменой компонента.

Как уже было указано, подшипник может не выйти из строя окончательно, а лишь нуждаться в обслуживании. В частности, в нанесении нового смазочного материала. Смазку выбирают исходя из следующих параметров: тип подшипника и его размер, частота вращения. Советуем обратиться к методике подбора смазки от специалистов SKF. Специалисты также отмечают, что в смазывании иногда нуждаются и практически новые подшипники. Здесь есть несколько вариантов:

  • Проварить подшипник в смазке на водяной бане;
  • Ввести в подшипник смазку шприцом.
Читайте также:  Замена подшипников в стиральной машине дэу двд м8011

Сразу ответим на вопрос о том, как заменить подшипник коробки передач . Хоть эту работу и лучше делегировать специалисту, в отдельных случаях при должной сноровке и наличию свободного времени с ней справится и рядовой автолюбитель. Нередко требуется полная разборка КП, но в некоторых агрегатах подшипник скрыт под кожухом. Вот что нужно сделать:

  1. Отключить аккумулятора;
  2. Снять с корпуса фишки;
  3. Снять привод спидометра;
  4. Демонтировать «штаны» от системы удаления выхлопных газов;
  5. Снять автомобильную коробку передач с ее места;
  6. Демонтировать колокол (он может помешать дальнейшим работам).

Здесь имеет смысл произвести очистные работы. Сам подшипник обычно крепится специальными стопорными кольцами, которые на которые нужно надавить концом отвертки. Далее кольца удаляются пинцетом. В кольцевую проточку под подшипник необходимо вдавить отвертку, а первичный вал немного сдвинуть вперед. Между подшипником и снятой КП нужно поставить монтировку. Лучше заручиться помощью второго человека, который будет держать монтировку. Для выпрессовки подшипника придется поработать молотком. В идеале, стоит воспользоваться специальными съемниками, но если их нет под рукой, подойдет и молоток с мягким сменным бойком. Вал при этом нужно проворачивать. Работайте осторожно, стараясь не повредить коробку передач! Демонтаж подшипника может занять 20 минут — спешка ни к чему.

Снятый подшипник нужно или забить новой смазкой, или заменить новым. Для монтажа подшипника его внешнее кольцо необходимо смазать моторным маслом . Монтаж также осуществляется небыстро — необходимо несильными ударами запрессовывать его на место. Уже на месте подшипник должно свободно и без биений вращаться. Только после проверки подшипника коробку передач можно ставить на место. К слову, по ходу демонтажа и монтажа коробки передач крайне рекомендуем проверить состояние автомобильного сцепления.

Выбор нового подшипника коробки передач

Если возникла нужда в приобретении нового подшипника, выбирать нужно только ту запчасть, которая полностью соответствует оригиналу (или является тем же оригиналом). Хоть на деле многие подшипники являются взаимозаменяемыми, не все они рассчитаны на применение в конкретной коробке передач. Здесь лучше вести поиски по:

  • VIN-коду;
  • Коду имеющего подшипника;
  • Параметрам автомобиля.

Опыт многих автолюбителей показывает, что в коробку передач можно установить даже отличные от оригинальных подшипники. К примеру, закрытые. Вообще, закрытые подшипники устанавливают в коробках передач автомобилей, пригодных к эксплуатации условиях жесткого бездорожья, на болотистой местности и т.п. В большинстве коробок передач можно видеть подшипники открытого типа — их легко обслуживать и они имеют наибольший показатель максимальной скорости вращения (особенно важно для подшипников первичного вала). Заменить имеющийся подшипник открытого типа (если он входит в оригинальную комплектацию) на закрытый аналог не рекомендуется.

Производители подшипников

Говорить о том, что лучшей заменой оригинальному подшипнику станет другой оригинал, верно лишь отчасти. Дело в том, что ни один из автоконцернов не производит подшипники на собственных заводах. Эти детали производятся на стороне — у каждого концерна есть свой поставщик отдельных комплектующих. Так вот, если вы решите взять неоригинал, то лучше брать именно тот, что произведен партнерами автоконцернов или предлагается фирмами, переупаковывающими продукцию первых. Обратите внимание на:

Многие автолюбители также отмечают фирму Ruville (Германия), но так как она являются упаковщикам, сотрудничающим и с производителями оригиналов, и с аутсайдерами рынка автозапчастей, мы советуем быть осторожными с предлагаемыми ею подшипниками коробок передач. Что до недорогих подшипников от упаковщиков нижнего звена и сомнительных польских, турецких и китайский производителей, то их брать строго не рекомендовано.

Вывод

Подшипник КП — один из компонентов коробки передач, без которых весь агрегат не сможет нормально функционировать. К несчастью, с необходимостью замены этого подшипника автолюбитель может столкнуться до двух-трех раз за весь жизненный цикл автомобиля. Если ранее были установлены недорогие аналоги, то велика вероятность того, что замен будет намного больше. Мы рекомендуем покупать только подшипники от известных производителей или оригиналы автоконцерна, а саму работу по установке делегировать проверенному специалисту. В случае возникновения проблем с коробкой передач, диагностику и ремонт не стоит откладывать в долгий ящик.

Источник

Adblock
detector