классификация подшипников
Классификация подшипников производится по трению и нагрузке. Во всем мире применяют четыре вида подшипников: качения, скольжения, магнитные и воздушные. Отдельной темой курса повышения квалификации механиков и технических специалистов по программе ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов», который ежемесячно проходит в учебном центре компании БАЛТЕХ в г. Санкт-Петербурге, является тема конструкции подшипника, в которой подробно изучается классификация подшипников. Классификация подшипников чрезвычайно важное обучение для механика, т.к. в этой теме раскрываются физические принципы работы подшипников, воспринимаемые нагрузки и, соответственно применяемость подшипников.
Сама классификация подшипников происходит по следующим основным признакам:
1. Классификация подшипников по виду трения:
1.1. Подшипники скольжения, у которых шейка вала скользит по поверхности подшипника; поверхности трения разделены слоем смазки определенной толщины.
1.2. Подшипники качения, у которых между опорными поверхностями устанавливают шарики или ролики, снижающие потери на трение.
2. Классификация подшипников по воспринимаемой нагрузке:
2.1. Радиальные – воспринимают радиальную нагрузку – Fr;
2.2. Упорные – воспринимают осевую нагрузку – Fa;
2.3. Радиально–упорные – воспринимают радиальную и осевую нагрузки
2.4. Упорно–радиальные – воспринимают радиальную и осевую нагрузки.
3. Классификация подшипников скольжения
В зависимости от режима смазки делятся на
3.1. гидродинамические и гидростатические- работают на жидкой смазке (масло),
3.2. газодинамические и газостатические — роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ
4. Классификация подшипников качения по форме тел качения
4.1. Шариковые подшипники –тело качения шар
4.2. Роликовые подшипники — могут быть с цилиндрическими, коническими, бочкообразными, игольчатыми и витыми роликами
Материалы учебного курса ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов» содержат подробную информацию об особенностях конструкции всех типов подшипников.
Источник
Подшипники — назначение и классификация, виды подшипников и описания
Подшипники предназначены для поддержания в определенном положении оси вращающихся или колеблющихся элементов машины и обеспечивают их беспрепятственное движение. Реакция происходит в точке контакта вала в подшипнике. В зависимости от направления этой реакции, часть вала, к которой он опирается в подшипнике, называется шейкой или пяткой, в зависимости от того, направлены ли действующие силы радиально (на шейку) или в направлении оси (на пятку). Более подробно о подшипниках можно почитать здесь https://katiks.ru/.
Подшипники могут быть классифицированы в зависимости от трения и нагрузки, которую они воспринимают
- По типу трения подшипники делятся на: подшипники скольжения — опорная поверхность вала или осей скользит по рабочей поверхности подшипника; качения — трение скольжения заменяется трением качения с использованием промежуточных тел качения.
- В соответствии с воспринимаемой нагрузкой подшипники являются: радиальными — они воспринимают только радиальную нагрузку; осевые — воспринимают только осевую нагрузку; радиально-осевые — воспринимают радиальные и осевые нагрузки.
- По возможности следовать или нет наклону линии упругого вала — саморегулирующиеся или не саморегулирующиеся.
Типы подшипников
1. Подшипники скольжения
Подшипники скольжения — это опоры для вращающихся элементов машин и агрегатов, работающих в условиях трения, совместно с рабочей жидкостью (маслом или газообразным веществом).
Подшипники скольжения являются одним из старейших элементов машин, используемых для создания подшипниковых узлов в общем машиностроении. Как таковые, они претерпели большое развитие и охватывают очень широкий спектр современного машиностроения и приборостроения, хотя их широкое использование ограничено.
Тем не менее, они сохранили некоторые важные области, где они имеют преимущественное или равное применение с подшипниками качения: подшипники, которые из-за технологических требований при установке должны быть двухкомпонентными (для коленчатых валов и т. д.), подшипники особо тяжелых валов, для которых требуется индивидуальное производство подшипников качения.
В зависимости от воспринимаемой нагрузки подшипники скольжения бывают: радиальные — воспринимают только радиальную нагрузку; осевые — воспринимать только осевую нагрузку; радиально-осевые — воспринимают радиальные и осевые нагрузки. Шейки валов и осей, установленные в подшипниках скольжения, могут иметь различные геометрические формы вращения. На практике цилиндрические, бочкообразные или конические шейки в основном используются для облегчения производства. Каблуки цельные, в форме кольца, в форме гребня и сферические.
В зависимости от характера трения подшипники скольжения подразделяются на:
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых касаются непосредственно шейки (пятки) вала или вала и работают в режиме смешанного трения. Во время смешанного трения слой масла, расположенный между двумя поверхностями скольжения, местами нарушается и обеспечивает их прямой контакт, что вызывает сухое трение и его износ;
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых отделены от поверхностей вала масляным слоем, образованным при вращении вала (вала), и работают в режиме жидкостного трения — гидродинамических подшипников. Эти подшипники работают без внешнего источника давления;
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых отделены от поверхностей вала масляным слоем под давлением, создаваемым внешним источником давления — гидростатические подшипники;
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых отделены от вала (оси) при помощи воздуха (газа) под давлением, создаваемым внешним источником давления — аэростатические подшипники;
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых отделены от поверхностей вала с помощью слоя сжатого воздуха (газа), создаваемого вращением вала на высокоскоростных аэродинамических подшипниках. Подшипники этого типа также работают с внешним источником давления для разгрузки подшипника при запуске и останове;
- подшипники скольжения, рабочие поверхности которых отделены от вала (оси) вследствие магнитного равновесия внешней нагрузки.
2. Подшипники качения
Одним из основных требований к подшипникам является минимальный коэффициент трения. В этом отношении газовые подшипники имеют несомненное преимущество перед подшипниками качения (потери в газовых подшипниках обусловлены незначительным внутренним трением в газовом слое), но они значительно уступают последним с точки зрения грузоподъемности.
Трение в подшипнике на продукт реакции в опоре и радиус отверстия подшипника достигает 0,002 — для однорядных шарикоподшипников при радиальной нагрузке и 0,01 для игольчатых и конических роликоподшипников.
Преимущество подшипников качения состоит в том, что они позволяют заменить трение скольжения трением качения. Это упрощает систему смазки, уменьшает вероятность выхода из строя подшипника в случае короткого перерыва в смазке (в случае внезапного изменения нагрузки и скорости). Конструкция подшипников позволяет производить их в больших количествах в качестве стандартных изделий, что делает их производство экономически эффективным. По сравнению с подшипниками скольжения ролики имеют меньшие размеры в осевом направлении (в 2-3 раза), что обеспечивает ремонтопригодность агрегата и оценку его остаточной прочности.
К недостаткам подшипников качения относятся:
- относительно большие размеры в радиальном направлении;
- низкая радиальная устойчивость и, как следствие, склонность к колебаниям вала вследствие прохождения тел качения через нагруженную зону;
- ограниченная скорость, связанная с кинематикой и динамикой тел качения (от центробежных сил, гироскопических моментов и т. д.);
- низкая работоспособность при вибрационных и ударных нагрузках и при работе в агрессивных средах;
- большее сопротивление вращению из-за трения между телами качения, подшипниковыми браслетами и сепаратором.
Классификация подшипников качения
Подшипники качения можно классифицировать по следующим характеристикам:
- По форме тел качения — шарик и ролик. По форме ролики делятся на подшипники с короткими цилиндрическими роликами, бочкообразные ролики, игольчатые ролики, конические ролики, витые ролики.
- По направлению сил, воспринимаемых вокруг оси вала — радиальные, воспринимающие в основном нагрузки, действующие перпендикулярно оси вращения подшипника; радиально-осевые, принимающие одновременно действующие радиальные и осевые нагрузки, аксиально-радиальные, принимающие осевые нагрузки и одновременно действующие с ними незначительные радиальные нагрузки; осевые, воспринимающие только осевые силы.
- По их способности к саморегуляции.
- По количеству рядов тел качения в осевом направлении — одиночные ряды; двухрядные и многорядные.
- По форме отверстия внутреннего браслета — с цилиндрическим или коническим отверстием.
- С точки зрения габаритных размеров в осевом направлении — особенно легкий, легкий, легкий широкий, средний, средний широкий и тяжелый.
- По классу точности производства — в мире существует две основные системы регулирования точности подшипников качения. Первая — система ISO (классы P0; P6; P5; P4; P2), вторая — AFBMA, которая используется многими американскими, западноевропейскими и японскими компаниями.
- По назначению: общего назначения (серийные и из них выбираются подшипники с разным классом точности) и специальные (например, для транспортного машиностроения).
Источник
Основные типы подшипников скольжения и качения
материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович
Подшипник – изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. [1, 2]
Силы, нагружающие подшипник, подразделяют на:
- радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
- осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.
Опора с упорным подшипником называется подпятником.
Подшипник скольжения – опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент – вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу.
В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает:
- низкое трение;
- разделение подвижных частей;
- теплоотвод;
- защиту от вредного воздействия окружающей среды.
- жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников);
- пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.);
- твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.);
- газообразной (различные инертные газы, азот и др.).
Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.
Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).
Подшипники скольжения разделяют:
- в зависимости от формы подшипникового отверстия:
- одно- или многоповерхностные;
- со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения);
- со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
- по направлению восприятия нагрузки:
- радиальные;
- осевые (упорные, подпятники);
- радиально-упорные;
- по конструкции:
- неразъёмные (втулочные);
- разъёмные (состоящие из корпуса и крышки);
- встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
- по количеству масляных клапанов:
- с одним клапаном;
- с несколькими клапанами;
- по возможности регулирования:
- нерегулируемые;
- регулируемые.
Классы подшипников скольжения приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Классы подшипников скольжения
Группа | Класс | Способ смазки | Вид трения | Коэффициент трения | Назначение | Область применения |
---|---|---|---|---|---|---|
I (несовершенная смазка) | 1 | малое количество, подача непостоянная | граничное | 0,1-0,3 | малые скорости скольжения и небольшие удельные давления | опорные ролики транспортеров, ходовые колёса мостовых кранов |
2 | обычно непрерывная | полужидкостное | 0,02-0,10 | кратковременный режим с постоянным или переменным направлением вращения вала, малые скорости и большие удельные нагрузки | линейные и формовочные машины, кузнечно-прессовое оборудование, прокатные станы, грузоподъёмные машины | |
3 | масляная ванна или кольца | 0,001-0,020 | мало меняющиеся по величине и направлению усилия, большие и средние нагрузки | буксы вагонов, тяжёлые станки, мощные электрические машины, тяжёлые редукторы, текстильные машины | ||
под давлением | переменная нагрузка | газовые двигатели, тихоходные и судовые двигатели | ||||
II | 4 | кольца, комбинированный или под давлением | жидкостное | 0,0005-0,0050 | малые окружные скорости валов, особо тяжёлые условия работы при переменных по величине и направлению нагрузках | электрические машины средней и малой мощности, лёгкие и средние редукторы, центробежные насосы и компрессоры, прокатные станы |
5 | под давлением | 0,005-0,050 | слабонагруженные опоры с большими скоростями скольжения | паровые котлы, водяные турбины, газовые турбины, осевые вентиляторы, турбокомпрессоры |
Достоинства подшипников скольжения:
- надёжность в высокоскоростных приводах;
- способность воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки;
- сравнительно малые радиальные размеры;
- допускают установку разъёмных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте;
- простая конструкция в тихоходных машинах;
- возможность работы в воде;
- допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала;
- экономичны при больших диаметрах валов.
Недостатки подшипников скольжения:
- в процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой;
- сравнительно большие осевые размеры;
- большие потери на трение при пуске и при несовершенной смазке;
- большой расход смазочного материала;
- высокие требования к температуре и чистоте смазки;
- пониженный КПД;
- неравномерный износ подшипника и цапфы;
- применение более дорогих материалов;
- повышенный шум.
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют так называемые совмещённые опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора, которые имеют большое число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые – чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:
- по виду тел качения:
- шариковые;
- роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
- по типу воспринимаемой нагрузки:
- радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается);
- радиально-упорные, упорно-радиальные (воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала, часто нагрузка вдоль оси только одного направления);
- упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается);
- линейные (обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно, встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники);
- шариковые винтовые передачи (обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения);
- по числу рядов тел качения:
- однорядные;
- двухрядные;
- многорядные;
- по способности компенсировать несоосность вала и втулки [3]:
- самоустанавливающиеся;
- несамоустанавливающиеся.
Примеры подшипников различных типов представлены на рисунке 1 [4].
Источник