Меню

Вариатор сафари замена подшипников

Как снять вариатор Сафари

Разборка механизма

Вариатор «Сафари» может потребовать разборки. Как правильно снять вариатор с снегохода и мотобуксировщика:

  1. Необходимо снять регулятор с транспортного средства. Неподвижный конус в этом случае потребуется закрепить в токарном станке (можно применять иной удобный способ).
  2. Между деталями подвижного конуса потребуется вставить дюралевый пруток. Можно применять в этом случае деревянные бруски. Конус необходимо отвернуть вместе с крышкой и упором. Если немного постучать в районе ребер конуса, процесс демонтажа будет значительно проще.
  3. Далее следует выкрутить 6 болтов, удерживающих крышку на подвижном конусе. Когда останется всего 2 болта, ее необходимо придерживать. В противном случае пружина может сильно «выстрелить».
  4. Когда очередь дойдет до упора, необходимо снять только вкладыши.
  5. Оси и ролики необходимо хорошо промыть. Для этого применяется керосин или бензин. Вставив новые вкладыши, можно собрать упор в обратной последовательности. Смазка не должна попасть на поверхности конусов дисков.

Видеоинструкция

Как снять вариатор на мотобуксировщике
Как снять вариатор на снегоходе

Рекомендации по обсуживанию вариатора

Чтобы вариатор надежно и долго работал, необходимо следить за его исправностью, своевременно выполнять профилактические работы.

  • В частности, через каждые 3000 км пробега необходимо смазать вал под разрезной втулкой. Используйте для смазки Литол-24 или ЦИАТИМ-201. Следите, чтобы смазка не попадала на конусные поверхности дисков.
  • Через каждые 6000 км необходимо проверять состояние вкладышей и втулок на осях грузиков. Износ втулок оценивается по величине люфта грузиков, он не должен превышать 1 мм. Износ вкладышей оценивается по величине зазора между ними и направляющими ребрами подвижного диска, он не должен превышать 1,5 мм.

Источник

Вариатор «Сафари» для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации

Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:

  • упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
  • более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».

Подробнее о назначении вариатора

Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.

Читайте также:  Замена переднего ступичного подшипника тойота хайлюкс 2013 года

Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:

  • сопротивлению движения «собаки»;
  • частоте вращения коленчатого вала движка мотобуксировщика.

В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.

Технические данные вариатора

Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами:

  • диаметр ведущего шкива – 210 мм;
  • длина – 167 мм;
  • масса – 3,9 кг.

Конструкция и работа регулятора

Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.

Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.

Монтаж и демонтаж ведущего шкива

Установка шкива на хвостовике коленвала двигателя мотобуксировщика осуществляется с помощью резьбового соединения. Для этого подвижный конус необходимо сдвинуть, чтобы отверстие под вороток на валу стало доступно и с помощью воротка осуществить монтаж вариатора. Момент затяжки составляет 8-10 кГм.

Существует вариант исполнения, когда вариатор крепится с помощью шпонки. Для этого шкив вариатора со шпоночным пазом одевается на хвостовик вала с ответным пазом вместе со шпонкой. Шкив притягивается с помощью болта.

Для установки клинового ремня и защитного кожуха передачи следует обратиться к инструкции по эксплуатации мотобуксировщика.

Читайте также:  Чем вклеить подшипник в пылесосе

Снятие шкива с коленвала двигателя с метрической резьбой производится в следующей последовательности:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • подвижный конус сдвигается в сторону так, чтобы стало доступно монтажное отверстие на валу;
  • конус стопорится с помощью распорки от обратного перемещения;
  • коленвал стопорится от проворачивания;
  • с помощью воротка вал отворачивается.

Для вариатора со шпоночным пазом процедура демонтажа выглядит следующим образом:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • шкив вариатора стопорится от проворачивания;
  • отворачивается фиксирующий болт;
  • снятие шкива с вала.

Неисправности вариатора

Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.

Источник

Как разобрать и собрать ведомый шкив вариатора

1 Диск неподвижный; 2 Шпонка 6х6х14; 3 Кольцо стопорное; 4 Шайба; 5 Диск подвижный в сборе;
6 Втулка; 7 Пружина; 8 Полумуфта; 9 Кольцо стопорное; 10 Винт М4х12; 11 Вкладыш; 12 Вкладыш; 13 Колпачок; 14 Болт М6х20 регулировочный; 15 Гайка М6 фиксации болта регулировочного

Снятие

Снимите кожух вариатора, глушитель шума впуска и ремень вариатора со снегохода Отверните болт крепления ведомого шкива, зафиксировав при этом вал вариатора включением передачи и стояночного тормоза. Снимите ведомый шкив с вала вариатора вместе с болтом крепления и распорной втулкой.

Разборка

Для разборки ведомого шкива вариатора используйте приспособление для сжатия пружины (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).

Совместите штифт со шпоночным пазом. Вращая рукоятку приспособления, заглубите полумуфту ведомого шкива для обеспечения доступа к стопорному кольцу. Снимите пружинящее стопорное кольцо 9 при помощи съемника стопорных колец.

Снимите полумуфту 8, подвижный диск 5 шкива. Для снятия полумуфты с вала, при необходимости (если полумуфта самостоятельно под действием пружины не сойдет с вала), воспользуйтесь молотком и алюминиевой выколоткой. Снимите ведомый шкив с приспособления и наносите алюминиевой выколотой легкие удары по валу шкива со стороны полумуфты (ведомый шкив необходимо установить на амортизирующую поверхность или держать навесу).

При необходимости извлеките и поменяйте вкладыши 11 и 12 подвижного диска. Для этого снимите стопорное кольцо 3 и шайбу 4 с обратной стороны подвижного диска. Вкладыши следует выбить через сквозные отверстия в диске (с противоположной стороны от вкладыша). Установку вкладышей выполняйте с использованием клея-герметика. Замену вкладышей выполняйте комплектно по 3 шт. для сохранения равномерного давления на рабочие поверхности полумуфты 8.

Читайте также:  Регламент замены ступичного подшипника

Сборка

Сборку ведомого шкива проводите в обратном порядке.

Для сборки используйте то же приспособление, что и для разборки (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).

Заводская регулировка преднатяга пружины ведомого шкива обеспечивается установкой ее концов в следующие положения:

— диск подвижный – положение 3

Цифры указаны со стороны установки пружины.

Аккуратно, при помощи приспособления утопите полумуфту в подвижный диск шкива вариатора, но не до конца – необходимо чтобы винтовые выступы полумуфты не касались вкладышей, чтобы обеспечить поворот диска относительно полумуфты.

Поворачивая полумуфту совместите шпоночные пазы вала и полумуфты.

Установите шпонку 2 на место, утопив ее до упора в вал.

Проверните на 120 градусов (приблизительно) подвижный диск в направлении против часовой стрелки, удерживая при этом неподвижный диск на месте.

При этом пружина ведомого шкива получает преднатяг (закручивается).

Зафиксируйте диски в этом положении и утопите полумуфту при помощи приспособления до выхода наружу паза под установку стопорного кольца 9.

Установите стопорное кольцо 9 в паз, шпоночный паз и разъем кольца разместите диаметрально противоположно.

Регулировка преднатяга пружины ведомого шкива

Заводская установленная регулировка преднатяга пружины слегка завышена для компенсации ее приработки в процессе обкатки.

После обкатки (300 км эксплуатации) проверьте величину преднатяга пружины. Преднатяг пружины ведомого шкива должен составлять 6,5±0,5 кгс

Для проверки регулировки преднатяга пружины 7 пользуйтесь безменом и специальным приспособлением – скобой.

Снимите кожух и ремень вариатора. Установите скобу на подвижный диск 5. Зафиксируйте неподвижный диск 1 от проворачивания с помощью стояночного тормоза, тяните подвижный диск 5 безменом (пружинными весами) перпендикулярно радиусу шкива.

Проведите первое измерение усилия закрутки, поворачивая подвижный диск в направлении движения часовой стрелки (со стороны левого борта) на величину 20-30 мм по наружному диаметру. Зафиксируйте показания безмена.

Медленно снимайте усилие с безмена и проведите второе измерение усилия раскрутки, когда подвижный диск начинает возвращаться в исходное положение.

Преднатяг пружины – это среднее арифметическое между этими двумя измерениями.

Для регулировки преднатяга пружины смените положение конца пружины 7 в полумуфте 8, сдвигая его по часовой стрелке для увеличения преднатяга и против часовой стрелки – для уменьшения.

Если не хватает запаса регулировки преднатяга, измените положение другого конца пружины в подвижном диске (отверстия 1, 2, 3).

ПРИМЕЧАНИЕ: Всегда перепроверяйте преднатяг пружины после регулировки.

Источник

Adblock
detector