Меню

Внипп нормы вибрации подшипников

Вибрация подшипника

Слушатели учебного курса ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов» знают, что вибрация подшипника отечественного и импортного производства отличается. Введение ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации» позволило определить единство методов и инструмента, чтобы вибрация подшипника при проведении входного контроля качества подшипника оценивалась одинаково как для импортных, так и для отечественных подшипников. Вы можете скачать ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации» на страницах нашего сайта.
Вибрация подшипника при входном контроле качества нормирована в зависимости от типа, размера, вибрационного разряда подшипника или класса точности подшипника, все это учтено в программном обеспечении стенда контроля качества подшипников ПРОТОН-СПП-II, производства компании БАЛТЕХ, позволяющего в автоматическом режиме проводить диагностику подшипников.
В соответствии с ТУ ВНИПП 152 и ТУ ВНИПП 153 подшипники разделяются на девять вибрационных разрядов в порядке ужесточения требований к параметрам вибрации:
«Ш», «Ш1», «Ш2», «Ш3», «Ш4», «Ш5», «Ш6», «Ш7», «Ш8».
Вибрация подшипника имеет разряд, который в соответствии с ГОСТ 3189, обозначают буквой или буквой с цифрой: «Ш», «Ш1», «Ш2», «Ш3», «Ш4», «Ш5», «Ш6», «Ш7», «Ш8» – в дополнительных условных обозначениях подшипника справа от основного.
Нормы одного вибрационного разряда отличаются от соседнего на 3 дБ при измерении уровня вибрации в децибелах, или в 1,413 раза при измерении вибрации в абсолютных единицах. Эти нормы являются обязательными при сертификации подшипников. Также устанавливаются рекомендуемые нормы вибрации подшипников без обозначения вибрационного разряда (для подшипников общего назначения).

Вибрация подшипника в соотношении норм утвержденных в Российской Федерации с маркировкой Ш и норм вибрации подшипников с обозначением Q (импортных)
использованы материалы учебного курса ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов»

Из рисунка видно, что требования к нормам для вибрационных разрядов Ш, Ш1 и Ш2 не являются жесткими и трудновыполнимыми. С другой стороны, вибрация подшипника разряда Ш5, Ш6, Ш7, Ш8 соответствуют нормам XA, Q6, Q5, Q4 для подшипников специального качества изготовления. Подшипники вибрационных разрядов Ш3, Ш4 требуются сейчас многим потребителям подшипников. Пользуясь этой шкалой, потребитель может выбирать подшипники в соответствии со своими требованиями.
Определить (проверить) вибрационный разряд подшипника Вы можете на стенде входного контроля качества подшипников ПРОТОН-СПП-II или заказав эту услугу в отделе технического сервиса компании БАЛТЕХ.

Источник

Вибрации в подшипниках: причины возникновения и классификация по ГОСТ

Вибрационные характеристики подшипников играют не последнюю роль в работе не только узла, в котором они установлены, но и всего агрегата в целом. Именно поэтому зарубежные производители подобной продукции тщательнейшим образом подвергают свои изделия всевозможным проверкам, в ходе которых определяется уровень шума, вибрации, а также другие эксплуатационные характеристики детали. Особенно актуален подобный контроль для высокоточных подшипников, используемых в авиастроении, точном машиностроении и других отраслях, где необходимо обеспечить качественную и точную работу узла или всего механизма.

В данной статье мы расскажем вам о том, что влияет на уровень вибрации в подшипниках и как они классифицируются по данному показателю.

Причины возникновения вибраций

Такой мировой лидер в области производства подшипников как компания SKF, чья продукция в большом ассортименте представлена у нас в магазине, имеет специальные стенды, на которых происходит тестирование готовых изделий. И это неспроста. Ведь некоторые виды вибраций могут существенно уменьшить срок эксплуатации подшипника, что негативным образом скажется на репутации бренда.

К основным причинам, приводящим к сбоям в работе такого изделия и возникновению посторонних шумов, относятся:

  • плохо обработанная (неровная) поверхность;
  • небольшие повреждения поверхности подшипника, обусловленные тяжёлыми условиями эксплуатации;
  • попавшие внутрь изделия абразивные частицы;
  • геометрические деформации;
  • дефекты сепаратора.
Читайте также:  Замена заднего подшипника полуоси мазда бт 50

Всё это, включая производственный брак, выявляется производителем путём многочисленных диагностических проверок. Однако не все узлы и агрегаты требуют установки подшипников повышенной точности, поэтому существуют допустимые показатели вибрации, в зависимости от уровня которых подшипники и подразделяются на категории, имеющие определённые обозначения.

Классификация подшипников по уровню вибрации

Отечественная классификация подшипников по уровню вибрации регламентируется ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации» и подразумевает наличие девяти вибрационных разрядов, расположенных в порядке ужесточения требований – «Ш», «Ш1», «Ш2», «Ш3», «Ш4», «Ш5», «Ш6», «Ш7», «Ш8».

Нормы для каждого из разрядов указаны в специальных таблицах, но если сказать простыми словами, то каждая норма отличается от соседней на показатель в 3 децибела или 1.413 раз, в случае измерения вибраций в абсолютных единицах. При этом соблюдение этих норм обязательно для исполнения. В противном случае, подшипник не будет сертифицирован и, как следствие, не попадёт на рынок.

Поэтому если вы хотите приобрести действительно качественные подшипники, которые соответствуют всем нормам и требованиям, то следует обращаться только к проверенным поставщикам такой продукции.

Источник

Внипп нормы вибрации подшипников

ГОСТ Р 52545.1-2006
(ИСО 15242-1:2004)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ

Rolling bearings. Measuring methods for vibration. Part 1. Fundamentals

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «ВНИПП» (ОАО «ВНИПП») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 307 «Подшипники качения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 мая 2006 г. N 98-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15242-1:2004 «Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 1. Основные положения» (ISO 15242-1:2004 «Rolling bearings — Measuring methods for vibration — Part 1: Fundamentals», MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2006 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15242-1. При этом дополнительные положения, учитывающие потребности национальной экономики и особенности национальной стандартизации, приведены в 6.1.2, 8.3.2 и терминологической статье 3.16, которые выделены одиночной вертикальной линией, расположенной справа от текста. Требования 6.1.2 добавлены в связи с тем, что в Российской Федерации широко распространено измерение вибрации машин и механизмов, в частности подшипников качения по виброускорению. Пункт 8.3.2 добавлен в соответствии с положениями ГОСТ 8.563, ГОСТ ИСО 5725-1* и ГОСТ ИСО 5725-6**, в которых требуется отображать характеристики точности методов измерений. Терминологическая статья 3.16 добавлена, поскольку определяемый термин применяется как в используемом, так и в модифицированном стандарте.

Читайте также:  Повреждение подшипников электрическим током

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р ИСО 5725-1.

** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р ИСО 5725-6. — Примечание изготовителя базы данных.

Учитывая требования национальной экономики по достижению большей достоверности и точности измерений, расширены частотный и динамический диапазоны измерения вибрации и сужены поля допусков амплитудно-частотных характеристик вибропреобразователя и фильтров, введены требования по измерению октавных и третьоктавных спектров. В связи с этим изменены рисунки 3 и 4, которые выделены вертикальной линией, расположенной слева от этих рисунков. В 6.2.1 в связи с этим изменен нижний предел частотного диапазона с 50 на 20 Гц, который выделен в тексте курсивом. 6.2.2, который выделен вертикальной линией, расположенной слева от текста, дополнен требованиями по измерению октавных и третьоктавных спектров. В пункте 6.4.2 изменен верхний предел динамического диапазона с 3000 на 10000 мкм/с, который выделен в тексте курсивом. Все эти изменения влекут автоматическое выполнение требований используемого стандарта при выполнении требований модифицированного стандарта.

Изменен пункт 7.2, содержащий требования к окружающей среде. В целях упрощения пользования стандартом вместо ссылки на три международных стандарта ИСО приведены конкретные допуски для параметров атмосферы. При этом выполнение требований модифицированного стандарта автоматически влекут выполнение требований используемого стандарта.

В модифицированном стандарте добавлено приложение Б, дающее соотношение между частотно-динамическими диапазонами для датчиков виброперемещения, виброскорости и виброускорения. В связи с этим 5.5.3 дополнен выделенной курсивом ссылкой на это приложение.

Структура и нумерация структурных элементов не изменена, добавлена нумерация абзацев внутри структурных элементов используемого стандарта.

Настоящий стандарт является первой частью стандарта под общим заголовком «Подшипники качения. Методы измерения вибрации», состоящего из следующих частей:

— Часть 1. Основные положения;

— Часть 2. Радиальные и радиально-упорные шариковые подшипники;

— Часть 3. Радиальные роликовые сферические и конические подшипники;

— Часть 4. Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами.

Все указанные части являются модифицированными по отношению к соответствующим частям международного стандарта ИСО 15242.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет методы измерения вибрации подшипников качения в установленных условиях измерений, методы калибровки и проверки точности применяемых для этого измерительных систем.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 5725-1, ГОСТ 520, ГОСТ 16819, ГОСТ 24346, ГОСТ 24347, ГОСТ 24955, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 погрешность вращения (error motion): Радиальное, осевое или угловое отклонение оси вращения, исключая перемещения, связанные с изменением температуры или нагрузки, прилагаемой извне.

3.2 жесткость (stiffness): Отношение изменения усилия (или крутящего момента) к соответствующему изменению поступательного (или вращательного) смещения упругого элемента.

Читайте также:  Прибор для контроля радиальных зазоров подшипников мод бв 7660

3.3 вибрация (vibration): Изменение во времени значения величины, описывающей движение или положение механической системы, если это значение попеременно меняется в большую и меньшую стороны от некоторого среднего или исходного значения.

3.4 преобразователь (transducer): Устройство, предназначенное для восприятия энергии от одной системы и передачи энергии к другой системе того же либо другого типа таким образом, что требуемые энергетические характеристики на входе проявляются на выходе.

3.5 электромеханический датчик (electromechanical pickup): Преобразователь, возбуждаемый энергией механической системы (сжатием, усилием, перемещением и т.д.) и передающий энергию к электрической системе или наоборот.

3.6 виброперемещение (перемещение) (displacement): Векторная величина, определяющая изменение положения тела или частицы по отношению к системе отсчета.

3.7 виброскорость (скорость) (velocity): Векторная величина, определяющая производную виброперемещения по времени.

3.8 виброускорение (ускорение) (acceleration): Векторная величина, определяющая производную виброскорости по времени.

3.9 волновой фильтр (фильтр) (wave filter): Устройство, предназначенное для разделения колебаний на основе их частоты и имеющее относительно малое затухание колебаний в одной или более полосах частот и относительно большое затухание колебаний на других частотах.

3.10 полосовой фильтр (band-pass filter): Фильтр, имеющий единственную полосу пропускания, простирающуюся от нижней граничной частоты, большей 0, до верхней граничной частоты.

3.11 полоса пропускания полосового фильтра (полоса пропускания) (pass-band): Полоса частот между верхней и нижней граничными частотами.

3.12 номинальные верхняя и нижняя граничные частоты полосового фильтра (верхняя и нижняя граничные частоты) (nominal lower and upper cut-off frequencies) и : Частоты выше и ниже частоты максимальной чувствительности фильтра, при которых чувствительность к синусоидальному сигналу на 3 дБ ниже максимальной чувствительности.

3.13 среднеквадратическое значение виброскорости (root-mean-square velocity; r.m.s. ) , мкм/с, : Корень квадратный из среднего значения квадратов значений виброскорости, взятых во временном интервале.

Примечание — Среднеквадратическое значение применимо также к виброперемещению и виброускорению.

3.14 экспоненциальное среднеквадратическое значение виброскорости (exponential mean effective e.m.e velocity ) , мкм/с: Параметр для получения усредненной по времени виброскорости, подобный среднеквадратическому значению виброскорости, но учитывающий экспоненциальное затухание по времени значений величины.

Примечание — Экспоненциальное среднеквадратическое значение применимо также к виброперемещению и виброускорению.

3.15 период (period): Наименьшее приращение независимой переменной периодической величины, через которое функция повторяет саму себя.

3.16 импульс вибрации (peak) Р, мкм/с: Кратковременная высокочастотная затухающая составляющая сигнала виброскорости.

Примечание — Следует отличать это понятие от понятия пикового значения виброскорости.

4.1 Измерение вибрации подшипника

На рисунке 1 представлены основные этапы измерения вибрации подшипника и факторы, влияющие на измерение.

Рисунок 1 — Основные элементы измерения вибрации подшипника и факторы, влияющие на это измерение

4.2 Характеристики оси вращения

4.2.1 Подшипник качения предназначен для обеспечения оси вращения одной детали машины относительно другой, при этом подшипник должен выдерживать радиальную и/или осевую нагрузки. Кроме того, сама ось вращения может производить перемещение еще в пяти основных степенях свободы. Все шесть степеней свободы показаны на рисунке 2 и приведены ниже:

— общий случай положения оси вращения, обозначение осей, см. рисунок 2а;

— чистое вращение, см. рисунок 2б;

— радиальное смещение, т.е. смещение в одном или обоих ортогональных направлениях, проходящих через ось вращения, см. рисунки 2в, г;

— осевое смещение, т.е. смещение в направлении, параллельном оси вращения, см. рисунок 2д;

— угловое смещение, т.е. угловое смещение в одной или в двух ортогональных плоскостях, проходящих через ось вращения, см. рисунки 2е, ж.

а — общий случай положения оси вращения, обозначение осей

Источник

Adblock
detector