Меню

Ямз 536 регулировка зажигания

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Тепловые зазоры в клапанном механизме необходимы для герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

При больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки (появляется стук клапанов) и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогоранию.

Регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через один час после его остановки в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2. Нумерация цилиндров начинается от вентилятора.

Величины зазоров между чашкой коромысла и торцом траверсы клапанов должны быть:

для впускных клапанов: 0,30 – 0,40 мм, для выпускных клапанов: 0,40 – 0,50 мм.

Проверку и регулировку зазоров проводить в следующей последовательности:

  • Приготовить сумку с инструментом водителя и приспособлениями.
  • Отсоединить от крышки головки цилиндров рукав отвода картерных газов
  • Отвернуть болты крепления крышки головки цилиндров.
  • Снять крышку головки цилиндров.
  • Вынуть пробку 1, расположенную на торце картера маховика 2 с левой стороны двигателя под компрессором пневмотормозов.

Пробки на картере маховика.

1 – пробка; 2 – картер маховика; 3 – пробка.

  • Установить шестерню проворота коленчатого вала в отверстие до упора, чтобы она вошла в зацепление с зубьями венца маховика.
  • Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, вращая коленчатый вал шестерней проворота по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) одним из приведенных ниже способов:

СПОСОБ № 1: Вывернуть пробку 3 смотрового отверстия, расположенного ниже отверстия под шестерню для проворота коленчатого вала. Вращать коленчатый вал до появления в смотровом отверстии цифры «1» на наружном диаметре маховика. При этом в ВМТ будут находиться поршни 1 и 4 цилиндров. Один на такте сжатия (штанги толкателей впускных и выпускных клапанов свободно проворачиваются «от руки»), другой на выпуске. Если штанги первого цилиндра зажаты и не проворачиваются, необходимо коленчатый вал повернуть на один оборот (360 градусов).

СПОСОБ № 2: Вращать коленчатый вал до момента, когда впускные клапаны первого цилиндра полностью поднимутся (закроются). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще на 135 (90+45) градусов. Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре. При этом оба впускных и выпускных клапана будут закрыты, а штанги свободно проворачиваться от «руки».

  • После установки поршня первого цилиндра в ВМТ рекомендуется нанести маркером метку на гасителе или шкиве коленчатого вала (первоначальное положение).
  • Проверить или отрегулировать зазор в приводе клапанов первого цилиндра.
  • Для регулировки зазора необходимо:
  • ослабить контргайку 3 регулировочного винта 2 коромысла 1 впускных или выпускных клапанов;
  • вставить в зазор «траверса 4 – чашка коромысла 5» щуп, соответствующей толщины;
  • вращать винт 2 до соприкосновения чашки 5 со щупом; придерживая винт от проворота, затянуть контргайку 3;
  • проверить зазор по предельным щупам.

Регулировка клапанного механизма.

1 – коромысло; 2 – регулировочный винт коромысла; 3 – контргайка; 4 – траверса; 5 – чашка коромысла.

При правильно установленных зазорах щуп толщиной, соответствующей нижнему пределу зазора, должен проходить свободно, а щуп толщиной по верхнему пределу с усилием.

При последующей прокрутке коленчатого вала, из-за возможного биения поверхностей сопрягаемых деталей механизма привода клапанов, допускается изменение зазора до 0,05 мм от заданных предельных значений.

  • Далее, регулировку зазоров проводить в соответствии с порядком работы цилиндров, т.е. в 3, 4 и 2 цилиндрах соответственно, каждый раз проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) на пол-оборота (180 градусов) от первоначального положения.
  • Демонтировать шестерню проворота коленчатого вала и установить пробки в отверстия на картере маховика.
  • Пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов, остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
  • Установить крышку головки цилиндров и закрепить ее болтами.
  • Подсоединить рукав отвода картерных газов.
  • Пустить двигатель и убедиться в герметичности соединений крышки головки цилиндров и рукава отвода картерных газов.

Источник

Двигатели ЯМЗ 536 / 5361 / 5362 / 5363 / 5364 Книга по ремонту и техническому обслуживанию

Моторостроительное предприятие из Ярославля

Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.

В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».

В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».

Схема расположения узлов двигателя

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа
1
. смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;
2
. датчик частоты вращения коленчатого вала;
3
. датчик давления и температуры масла;
4
. управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;
5
. датчик температуры охлаждающей жидкости;
6
. система вентиляции картера;
7
. турбокомпрессор;
8
. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
9
. пневмоклапан управления заслонкой EGR;
10
. фильтр масляный;
11
. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
12
. стартер.

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди
1
. крышка маслозаливная;
2
. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
3
. вязкостная муфта включения вентилятора;
4
. фильтр тонкой очистки топлива.

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева
1
. датчик давления и температуры топлива;
2
. место установки заводской таблички;
3
. гаситель крутильных колебаний;
4
. генератор;
5
. компрессор кондиционера;
6
. реле предпускового подогревателя;
7
. топливные трубки высокого давления;
8
. рампа;
9
. электронный блок управления;
10
. насос топливный высокого давления;
11
. датчик частоты вращения распределительного вала;
12
. компрессор пневмотормозов;
13
. насос гидроусилителя руля (НГУР);
14
. картер масляный;
15
. фильтр тонкой очистки топлива.

Особенности конструкции

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Система топливоподачи

Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя:
• насос высокого давления с модулем дозирования, • топливопровод-накопитель (рампа), • форсунки.

Читайте также:  При выключенном зажигании работает радио

Система управления

Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации:
• датчик частоты вращения, • датчик фазы, • датчик давления топлива, • датчик температуры топлива, • датчик температуры наддувочного воздуха, • датчик давления наддувочного воздуха, • датчик температуры охлаждающей жидкости, • датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.

Опции

Предусмотрена возможность установки:
• компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; • насоса гидроусилителя рулевого управления; • компрессора кондиционера; • подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; • подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.

Развитие производства дизелей

В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.

Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.

Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.

В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.

Создание 530-й серии дизельных моторов

В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.

За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:

Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-536

Новый современный 6-ти цилиндровый рядный двигатель начали выпускать в Ярославле в 2012 году и ставят его вместо ЯМЗ-656. Это совместная разработка Автодизеля и австрийской компании AVL List. Данный двигатель использует чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна и с масляными форсунками. В блоке стоит коленчатый вал из стали с ходом поршня 128 мм (коренные шейки — 88 мм, шатунные шейки — 76 мм), стальные шатуны и поршни диаметром 105 мм. Это обеспечивает рабочий объем 6.65 литров.

На блоке установлена 16-клапанная чугунная головка. Впускные клапаны имеют диаметр 36 мм, а выпускные 34 мм. Распредвал по-прежнему установлен в блоке и вращается с помощью двух шестеренок. Регулировать клапаны нужно каждые 30 тыс. км, если это необходимо.Зазоры клапанов: впускные 0.3-0.4 мм, выпускные 0.4-0.5 мм.

Эти движки оснащаются впрыском Common rail с насосом Bosch СР3.3 NH-MD, давление впрыска — 1800 бар.Давление масла (прогретый двигатель): 4.1-6.5 кгс/см2.Данный мотор оснащается турбокомпрессором ТКР-80.05.12.

На 536-ом моторе стоит блок управления Bosch EDC7 UC31.

Ярославский 6-ти цилиндровый рядник имеет близкого родственника — ЯМЗ-534.

Модификации ЯМЗ 536 и их отличия

1. ЯМЗ-536 — базовый мотор под Евро-4 мощностью 312 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1226 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливают на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; Урал-6370, ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. — ЯМЗ-53601 — аналог 536 с EOBD II. Устанавливается на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. — ЯМЗ-53602 — версия 536-го с турбиной ТКР 80.05.13, без EGR, с другим впускным трактом и настройкой ЭБУ. Это версия под 4-й экологический класс (правила 96-02). Встречается на Урал-NEXT, 4320, 4420, 5557; катерах КС-162, 164, 165, 169, 950, 951, Флагман, Амета. — ЯМЗ-53603 — версия под Евро-5 с SCR-катализатором и EOBD II. Мощность возросла до 330 л.с. при 2300 об/мин, момент 1275 Нм при 1300-1600 об/мин. — ЯМЗ-53604 — аналог 536 для работы на газе. 2. ЯМЗ-5361 — такой же 536, но мощность снижена до 270 л.с. при 2300 об/мин, момент 1166 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается двигатель на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312 — ЯМЗ-53611 — тот же 5361, но с EOBD II. Шел движок на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312. — ЯМЗ-536111 — аналог 53611 для ЛиАЗ-5292 и 5293. — ЯМЗ-53613 — аналог ЯМЗ-536, но под нормы Евро-5. Модель оснащается SCR-катализатором и EOBD II. Стоит этот двс на ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. 3. ЯМЗ-5362 — версия для Урал мощностью 240 л.с. при 2300 об/мин, момент 900 Нм при 1300-1600 об/мин. Мотор устанавливается на ЛиАЗ-5256, 5292, 5293; ЧСДМ ДЗ-98. — ЯМЗ-53621 — тот же 5362 с EOBD. — ЯМЗ-53622 — аналог 5362 с турбокомпрессором ТКР 80.05.13, измененным впуском и без клапана EGR. Делался двигатель под экологический класс 4 (правила 96-02). Устанавливается на Урал Next, 3255, 4320, 5557, 5831. — ЯМЗ-53623 — Евро-5 версия на 275 л.с. при 2300 об/мин и с моментом в 1177 Нм при 1300-1600 об/мин. — ЯМЗ-53624 — аналог 5362, работающий на газе и имеющий мощность 287 л.с. 4. ЯМЗ-5363 — версия для МАЗ и КрАЗ, ее отдача 240 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1049 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается на МАЗ-5363, 5550. — ЯМЗ-53631 — такой же 5363 с EOBD II. — ЯМЗ-53633 — Евро-5 модель на 276 л.с. для ЛиАЗ-5292. 5. ЯМЗ-5364 — мотор развивает 285 л.с. при 2300 об/мин, момент 1130 Нм при 1300-1600 об/мин. Встретить его можно на ЛиАЗ-6212 и 6213. — ЯМЗ-53642 — аналог 5364 без EGR, с ТКР 80.05.13 и с другим впуском. Заточен мотор под эко класс 4 и установлен на Урал-4320, 4420, 5551, 5831, 5557. — ЯМЗ-53644 — газовая версия на 260 л.с. — ЯМЗ-53645 — тракторный и комбайновый аналог 53642. — ЯМЗ-53646 — такой же 53642, но мощность снижена до 202 л.с. Предназначен для RM-Terex WX 200 и TX 270. 6. ЯМЗ-5366 — тракторная модель под экологический класс 4 (нормы 96-02) мощностью 262 л.с. Устанавливают на RM-Terex TG 200. — ЯМЗ-53662 — модификация 5366 на 219 л.с. для RM-Terex TG 180. — ЯМЗ-53663 — модель на 246 л.с. под Евро-5 для ЛиАЗ-5262, 5292, 5293. 7. ЯМЗ-5368 — версия для дизель-генераторов.

Читайте также:  Шкода октавия а5 катушка зажигания какую

Неисправности ЯМЗ-536

Здесь нужно следить за состоянием ЕГР, где скапливается нагар и клапан клинит. Это решают или регулярной чисткой или заглушкой EGR и прошивкой ЭБУ под работу без этого клапана. Также мотор может расходовать масло. В этом случае проверяйте направляющие клапанов, они могут износиться, и через них будет поступать масло. Турбина служит примерно 250-300 тыс. км плюс-минус. К этому пробегу нужно контролировать ее состояние, чтобы мертвая турбина на потянула за собой другие расходы. В случае выхода турбокомпрессора из строя, желательно ставить аналог BorgWarner B2G. Бывают случаи поломки турбины даже до 50 тыс. км пробега. В целом мотор имеет не слишком положительную репутацию, он менее надежен, чем старший брат ЯМЗ-650 и требует к себе более внимательного отношения во всем. Делайте все возможное от себя: лейте только качественное топливо, качественное масло, регулярно обслуживайте, не экономьте, и возможно проблемы вас обойдут стороной. Автодизель говорит, что замена масла требуется после каждых 30 тыс. км, но если содержание серы в топливе превышает 0.2%, тогда менять масло нужно в 2 раза чаще.

Номер двигателя ЯМЗ-536

Номер выбит блоке цилиндров слева под генератором.

Особенности модели дизеля 536

Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.

Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.

Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.

Двигатели ЯМЗ 536 / 5361 / 5362 / 5363 / 5364 Книга по ремонту и техническому обслуживанию

нига двигатели ЯМЗ 536, 5361, 5362, 5363, 5364. Руководство по ремонту и эксплуатации. Диагностика и устранение неисправностей. Коды. Устройство. Двигатели ЯМЗ 536 предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов, автобусов и самосвалов: Лиаз, МАЗ, Урал и других.

Книга предназначена для широкого круга читателей – водителей, специалистов и техников, работающих в области авторемонта; также может использоваться в качестве учебного пособия для персонала автосервисов, автомастерских и станций технического обслуживания.

Содержание книги

ПРИМЕНЯЕМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ МАРКИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Рекомендуемые марки топлива Рекомендуемые марки масел Рекомендуемые охлаждающие жидкости ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ Подготовка к пуску нового двигателя Подготовка к пуску при ежедневной эксплуатации Пуск двигателя Пуск двигателя в холодное время года Контроль за работой двигателя Остановка двигателя Обкатка нового двигателя Особенности зимней эксплуатация ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Общие указания по техническому обслуживанию Ежедневное техническое обслуживание Первое техническое обслуживание (ТО-1) Второе техническое обслуживание (ТО-2) Сезонное техническое обслуживание Разовые операции технического обслуживания ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ Проверка уровня масла в двигателе Смена масла в двигателе Замена сменного фильтра для масла

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ

Техническое обслуживание топливной аппаратуры Обслуживание фильтра грубой очистки топлива Слив воды с фильтра грубой очистки топлива Замена водосборного отстойника Замена сменного фильтра грубой очистки топлива Монтаж подогревателя топлива Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива Замена сменных фильтров для топлива ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИВОДА АГРЕГАТОВ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА Проверка герметичности системы впуска и выпуска ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ГАРАНТИИ ЗАВОДА И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ УТИЛИЗАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Моменты затяжки основных резьбовых соединений Приложение 2. Комплект поставки двигателя, идущего на комплектацию изделия Приложение 3. Сервисные центры Бош Дизель Сервис

ДИАГНОСТИКА ВВЕДЕНИЕ Сокращения, принятые в тексте 1 УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ЭСУД) 1.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 1.1.1 Общее устройство и принцип работы ЭСУД 1.2 ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ) 1.2.1 Устройство и характеристика 1.3 ИНТЕРФЕЙСЫ СВЯЗИ 1.4 ДАТЧИКИ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ 1.4.1 Место установки датчиков 1.4.2 Отказы датчиков 1.4.3 Схема прокладки жгутов 1.4.4 Датчики частоты вращения двигателя DG6 1.4.4.1 Устройство и принцип работы датчика частоты вращения двигателя 1.4.4.2 Датчик частоты вращения коленчатого вала 1.4.4.2.1 Характеристика датчика 1.4.4.2.2 Конфигурация разъёма 1.4.4.3 Датчик частоты вращения распределительного вала 1.4.4.3.1 Конфигурация разъёма 1.4.4.4 Отказ датчиков частоты вращения двигателя 1.4.5 Датчик давления и температуры наддувочного воздуха 1.4.5.1 Характеристика датчика 1.4.5.2 Конфигурация разъёма 1.4.5.3 Отказ датчика давления и температуры наддувочного воздуха 1.4.6 Датчик давления и температуры масла 1.4.6.1 Характеристика датчика 1.4.6.2 Конфигурация разъёма 1.4.6.3 Отказ датчика давления и температуры масла в двигателе 1.4.7 Датчик давления и температуры топлива 1.4.7.1 Конфигурация разъёма 1.4.7.2 Отказ датчика давления и температуры топлива в двигателе 1.4.8 Датчик температуры охлаждающей жидкости 1.4.8.1 Характеристика датчика 1.4.8.2 Конфигурация разъёма 1.4.8.3 Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости 1.4.9 Датчик давления топлива в рампе 1.4.9.1 Характеристика датчика 1.4.9.2 Конфигурация разъёма 1.4.9.3 Отказ датчика давления в рампе 1.4.10 Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном 1.4.10.1 Характеристика дозирующего устройства (MProp) 1.4.10.2 Конфигурация разъёма 1.4.10.3 Отказ дозирующего устройства 1.4.11 Система рециркуляции отработавших газов (РОГ) 1.4.11.1 Заслонка отработавших газов 1.4.11.1.1 Характеристика датчика положения заслонки EGR 1.4.11.1.2 Конфигурация разъёма 1.4.11.1.3 Отказ датчика положения заслонки EGR 1.4.11.2 Клапан заслонки EGR 1.4.11.2.1 Характеристика клапана заслонки EGR 1.4.11.2.2 Конфигурация разъёма 1.4.11.2.3 Отказ клапана заслонки EGR 1.4.12 Датчик положения педали акселератора (электронная педаль) 1.4.12.1 Устройство и принцип действия 1.4.12.2 Характеристика электронной педали 1.4.12.3 Конфигурация разъёма 1.4.12.4 Отказ датчика положения педали акселератора 1.5 СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ (БД) 1.5.1 Описание системы бортовой диагностики двигателей семейства ЯМЗ-530 1.5.2 Перечень компонентов электронной системы управления, контролируемых системой БД 1.5.2.1 Системы и компоненты двигателя 1.5.2.2 Топливная система 1.5.2.3 Система ограничения оксидов азота 1.5.2.4 Система ограничения выбросов «твердых» частиц 1.5.3 Описание принципов работы системы БД 1.5.3.1 Контроль системы ограничения оксидов азота 1.5.3.2 Контроль системы ограничения вредных частиц 1.5.3.3 Контроль системы топливоподачи 1.5.3.4 Использование расчетного метода (алгоритма) для определения выбросов оксидов азота 1.5.4 Ограничитель крутящего момента 1.5.4.1 Описание ограничений по внешней скоростной характеристике 1.5.5 Лампа сигнализации неисправностей в системе БД 1.5.6 Датчики для контроля вредных веществ в отработавших газах системы БД 1.5.7 Датчик температуры воздуха (система БД) 1.5.7.1 Характеристика датчика температуры воздуха 1.5.7.2 Конфигурация разъёма 1.5.7.3 Отказ датчика 1.5.8 Датчик дифференциального давления (система БД) 1.5.8.1 Характеристика датчика дифференциального давления 1.5.8.2 Конфигурация разъёма 1.5.8.3 Отказ датчика 2 ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ 2.1 САМОКОНТРОЛЬ ЭСУД ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС (СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ) 2.2 УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЯВЛЕНИИ НЕИСПРАВНОСТИ 2.2.1 Диагностическая лампа 2.2.2 Просмотр диагностических блинк-кодов 2.2.3 Лампа сигнализации неисправностей системы БД 2.3 РЕГИСТРАЦИЯ КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 2.3.1 Обнаружение и устранение ошибок и неисправностей 2.3.2 Работа двигателя при наличии активных диагностических кодов 2.3.3 Работа двигателя с периодически возникающими диагностическими кодами 2.4 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ 2.4.1 Порядок проведения компьютерной диагностики 2.4.2 Коды неисправностей 2.5 ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 2.5.1 Диагностика исполнительных механизмов Приложение А Рисунок А1 — Схема электрическая принципиальная двигателя ЯМЗ-53601 с системой бортовой диагностики Приложение Б Таблица Б1 – Коды неисправностей для двигателей без системы бортовой диагностики Таблица 2Б – Коды неисправностей для двигателей с системой бортовой диагностики

Читайте также:  Замена замка зажигания рено симбол 2006 года

Технические параметры двигателя

Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:

  • тип – дизельный;
  • рабочий процесс – четырехтактный;
  • исполнение – с турбонаддувом;
  • объем – 6,7 л;
  • расположение цилиндров – рядное (L);
  • количество цилиндров – 6;
  • мощность – 312,0 л. с.;
  • охлаждение – жидкостное;
  • степень сжатия – 17,5;
  • число оборотов – 2300 об/мин;
  • диаметр цилиндра (ход поршня) – 10,5 (12,8) см;
  • размеры; длина – 1,30 м; ширина – 0,76 м; высота – 0,97 м;
  • масса – 0,64 т;
  • вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
  • расход топлива – 165 г/л. с. ч.;
  • ресурс до капремонта – 1000000 км.

Характеристики ЯМЗ-536

Производство «Автодизель» Ярославский моторный завод
Марка двигателя 536
Годы выпуска 2012-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация рядный
Количество цилиндров 6
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 128
Диаметр цилиндра, мм 105
Степень сжатия 17.5
Объем двигателя, куб.см 6650
Мощность двигателя, л.с./об.мин 202/1900 219/1900 240/2300 240/2300 262/1900 270/2300 275/2300 285/2300 312/2300 330/2300
Крутящий момент, Нм/об.мин 935/1100-1400 985/1200-1500 900/1300-1600 1049/1300-1600 1100/1200-1500 1166/1300-1600 1177/1300-1600 1130/1300-1600 1226/1300-1600 1275/1300-1600
Экологические нормы Евро 4 Евро 5
Турбокомпрессор ТКР 80
Вес двигателя, кг 640
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-6501) 30
Расход масла, % к расходу топлива, до 0.1 0.2 (5362, 5364)
Масло в двигатель 5W-40 10W-40 15W-40
Сколько масла в двигателе, л 22.5
Замена масла проводится, км 15000 (1-й раз) 30000
Размеры, мм: — длина — ширина — высота 1298 759 972
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике 1 000 000 —
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса 300+ —
Двигатель устанавливался МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501 ЛиАЗ-5256, 5292, 5293, 6212, 6213 Урал-NEXT, 3255, 4320, 4420, 5551, 5557, 5831, 6370 Катера КС-162, 164, 165, 169, 950, 951 Катера Флагман, Амета ЧСДМ ДЗ-98 RM-Terex WX200, TX270, TG200, TG180

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Применение двигателя ЯМЗ-536

Технические параметры, прежде всего мощность и особенности конструкции, обеспечили семейству дизельных моторов большое распространение. Основные модификации применяются на следующих автомобилях:

  • базовый двигатель ЯМЗ-536; МАЗ (шасси, бортовые, самосвалы, тягачи);
  • версия 536-40 – автобусы ЛиАЗ (городские, пригородные).

Кроме того, моторами семейства комплектуются техника следующая производителей:

  • комбайны – «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»;
  • автогрейдеры – «Брянский арсенал»;
  • экскаваторы – «ТВЭКС»;
  • катера – «Костромской судомеханический завод».

Для комплектации автотранспорта наиболее распространены двигатели ЯМЗ-536 на «Уралы». Для разнообразных грузовиков этой марки предназначено более 100 модификаций и вариантов оснащения дизельных силовых агрегатов 530-й серии.

Когда менять масло

Период замены масла в двигателе ЯМЗ 536 составляет раз в год или каждые 10-15 тыс. км. Наиболее точный регламент замены зависит от состояния смазочного материала через определенное количество пробега. Иными словами, рекомендуется своевременная проверка уровня масла и его состояния на предмет наличия продуктов износа в виде осадка. Из других признаков ухудшения качества жидкости можно выделить помутнение, недостаточный уровень масла, запах гари, изменения цвета и грязевые отложения. На неспособность масла эффективно охлаждать и смазывать детали ДВС также указывает перегрев мотора, внезапное падение его мощности и тяги, особенно на подъемах.

Отзывы о применении дизеля

Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:

  • более простой конструкций;
  • уменьшенными затратами на изготовление;
  • меньшей массой;
  • высокой уравновешенностью.

Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:

  • возможность использования отечественных расходных материалов;
  • хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
  • качественные технические характеристики;
  • плавную и тихую работу;
  • высокую надежность;
  • уверенную работу в зимний период.

Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.

Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.

Источник

Adblock
detector