Замена подшипников в электродвигателе
Главной задачей электродвигателя является создание вращения. А для снижения трения во вращающихся механизмах служат подшипники. Если за ними следить и во время смазывать, то срок службы подшипников увеличится в несколько раз. При необходимости заменить один или оба подшипника или проведения технического обслуживания мотора необходимо разобрать электродвигатель и достать ротор или якорь с 2 подшипниками на валу. Разбирайте мотор по этой инструкции.
Проверка подшипников в электродвигателе
Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать. Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.
Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.
Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.
- Для проверки радиального люфта необходимо положить двигатель на твердую поверхность и рукой за вал постараться его отклонить максимально в разные стороны. Зазор в микронах, поэтому допустимо не большое отклонение.
Величина смещения зависит от размера электродвигателя. Для бытовых моделей моторов отклонения должны быть чуть заметными.
- Проверить осевой люфт гораздо проще. Берем за вал тянем на себя или толкаем от себя ротор, отклонение в бытовых электродвигателях не должно быть более 3 миллиметров. Чем ближе эта величина к нулю, тем лучше.
Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.
Как снять подшипники с вала электродвигателя
Что бы снять подшипники с вала, понадобятся специальные съемники. Учитывайте, что эти приспособления различаются по размеру и конструкции. Более массивные с тремя и четырьмя лапами захвата подойдут для больших валов, а для маленьких подойдут с сменными пластинами или планками для захвата.
Учтите, что необходимо только делать упор за внутренне кольцо подшипника.
Если при вращение руками затруднено, тогда используйте кусок трубы для удлинения рычага. Что бы легче шло, смажьте вал машинным маслом.
Как надеть подшипник
Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.
Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.
Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.
Внимание, насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру.
Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.
Чем смазать подшипник электродвигателя
При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.
Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.
Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.
Допустимая температура подшипников электродвигателя
Предельная допустимая температура подшипников электрических моторов не должна превышать следующих значений:
- Для подшипников качения (шариковые или роликовые), используемых в бытовых электродвигателях и в подавляющем большинстве на производстве- температура не должна превышать 100 °С.
- Для подшипников скольжения температура не должна превышать 80 °С, но при этом температура масла не должна быть выше 65 °С.
На производстве при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях применяются специальные модели подшипников, которые выдерживают и большие температуры.
Источник
Проверка и замена подшипников в электродвигателе
Создание вращения – вот главная задача электродвигателя . В двигателях есть подшипники , которые служат для уменьшения трения в механизмах . Чтобы увеличить их срок службы до нескольких раз – за ними нужно постоянно следить и своевременно смазывать . При износе требуется замена одного или сразу двух подшипников .
Также необходимо проводить техническое обслуживание электромотора , при этом электродвигатель разбирают и из него извлекаются якорь или ротор с двумя подшипниками на валу . Мотор необходимо разбирать строго по представленной ниже инструкции .
Проверка подшипников электродвигателя
Необходимо всегда проверять состояние подшипников электродвигателя . Если их износ значительно превышает допустимые пределы , они начинают перегреваться , а работа мотора становится шумной . При игнорировании такой работы мотора и несвоевременной замене подшипников , при вращении неподвижная часть мотора статор и его подвижная – ротор , начинают касаться друг друга и это может привести к серьезной поломке мотора и , как следствие , замене якоря или ротора .
Проверять подшипники можно самостоятельно . При этом , электродвигатель нужно поместить на твердую поверхность , далее положить сверху на него руку и несколько раз провернуть вал . Ротор при вращении не должен заедать , также необходимо обратить внимание присутствуют ли царапающие звуки или вращение ротора с рывками , это свидетельствует о том , что подшипники потребуют замены в самое ближайшее время .
Проверка люфтов
В подшипниках качения ( шариковых или роликовых ) должен присутствовать радиальный и продольный или осевой люфты . Это является нормой , потому что даже в новых подшипниках имеются некоторые люфты , но они не должны превышать допустимые пределы .
- Чтобы проверить радиальный люфт подшипника , необходимо поместить электродвигатель на твердую поверхность и , взявшись рукой за вал , постараться как можно больше его отклонить . Для бытовых моторов отклонение должно быть практически незаметным .
- Для проверки осевого люфта нужно потянуть за вал на себя или толкнуть ротор от себя , в бытовых электродвигателях отклонение не должно превышать более трех миллиметров , чем меньше его величина , тем лучше .
Если , разобрав электродвигатель , вы обнаружили следы трения ротора о статор , то это означает значительный износ подшипников . При сильной потертости ротора его необходимо заменить .
Как снять подшипник с вала электродвигателя
Для снятия подшипника с вала требуются специальные съемники , которые различаются по размеру и конструкции . Массивные , с тремя-четырьмя лапами захвата , используются для больших валов крупных двигателей , для маленьких валов можно применять съемники со сменными пластинами или планками захвата .
Упор нужно делать на внутренне кольцо подшипника . При вращении также можно применять кусок трубы для удлинения рычага для упрощения проворачивания , также можно смазать вал машинным маслом для облегчения вращения .
Установка подшипника обратно
Ширина , внешний и внутренний диаметры нового подшипника должны полностью соответствовать размерам заменяемого . Грязь не должна попадать внутрь при установке подшипника , так как ее попадание может стать причиной быстрого выхода из строя электродвигателя . Также необходимо проверить отсутствие внутри коррозии , сколов и прочих повреждений . Подшипники насаживаются с помощью металлической трубы , диаметр которой точно соответствует внутреннему диаметру кольца подшипника .
Перед началом установки , все задействованные поверхности должны быть смазаны . Подшипник должен быть насажен без перекосов . На трубе нужно сделать набалдашник , благодаря которому появляется возможность ударять строго по центру , а не по сторонам трубы .
Для упрощения процесса лучше всего прогреть подшипник в кипящем масле , делать это следует примерно пять-десять минут . При этом наиболее оптимальный вариантом является использование электроплитки , а не открытого огня , с целью соблюдения правил безопасности . Затем нужно достать подшипник металлическим крючком и надеть его на ротор при помощи клещей или тряпки .
Смазка подшипника электродвигателя
Работа подшипника зависит от смазки , сделанной изначально при его установке , потому что для большого количества электродвигателей , добавление смазки в подшипники после их сборки конструктивно не предусмотрено .
Для моторов с оборотами до 3000 оборотов в минуту , при смазке подшипников лучше всего использовать густую смазку , такую как Литол 24 ( влагостойкая ) или Циатим 201 ( не влагостойкая ), а для двигателей с более высокими скоростями , лучше применять смазку ЦИАТИМ-202 .
Камеру подшипника электромотора с оборотами до 3000 оборотов минуту заполняют примерно на половину смазкой , а для скоростных моторов подшипниковую камеру заполняют не более чем на одну треть ее объема .
Допустимая температура подшипника электродвигателя
Предельно-допустимая температура подшипников электродвигателя должна соответствовать следующим значениям :
- для подшипников качения ( шариковых или роликовых ), использующихся в бытовых моторах и применяющихся в большинстве случаев на производстве , температура должна быть не более 100 ° С ;
- для подшипников скольжения , не должна превышать 80 ° С , в этом случае температура масла должна быть менее 65 ° С .
На производстве , при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях нужно применять специальные модели подшипников , которые могут выдерживать достаточно высокие температуры .
Источник
Типы подшипников для электродвигателей.
Какие подшипники устанавливают на электродвигатели.
В электрических двигателях типа АИР (каталог содержит их описание), АИС, 5АМ и 6А ротор устанавливается на закрытые подшипники качения. В электродвигателях от 80 до 180 габарита обычно применяются подшипник серий 80000 или 180000, в которых смазка не подлежит замене на протяжении всего срока эксплуатации электродвигателя. В двигателях от 200 до 315 габарита предусмотрена частичная замена или пополнение смазки. В любом случае необходимо контролировать состояние подшипников электродвигателя, целостность уплотнений в нём и наличие смазки. Невнимательность в этом вопросе может обернуться незапланированным простоем оборудования.
Ниже приведены таблицы подшипников электродвигателей, изготовленных по отечественному стандарту ГОСТ Р 51689-2000 и по европейским стандартам CENELEC.
Подшипники электродвигателей, изготовленных по ГОСТ Р 51689-2000
Тип двигателя | Число полюсов | Тип подшипника | Схема узла | |
со стороны привода | со стороны противоположной приводу | |||
5А80 | 2, 4, 6, 8 | 76-180205 Ш2У (6205.2RS.P63QE6) или 76-80205 Ш2У (6205.ZZ.P63QE6) | ||
5АМ112 | 2, 4, 6, 8 | 76-180307 Ш2У (6207.2RS.P53Q5) или 76-80307 Ш2У (6207.ZZ.P53Q5) | ||
АИРМ132 | 2, 4, 6, 8 | 76-180309 Ш2У (6309.2RS.P63QE6) или 76-80309 Ш2У (6309.ZZ.P63QE6) | ||
5А160 | 2, 4, 6, 8 | 76-180310 Ш2У (6310.2RS.P63QE6) или 76-80310 Ш2У (6310.ZZ.P63QE6) | ||
АИР180 | 2, 4, 6, 8 | 76-180312 Ш2У (6312.2RS.P63QE6) или 76-80312 Ш2У (6312.ZZ.P63QE6) | ||
5А200 | 2, 4, 6, 8 | 5-313 Ш2У (6313.P6.Q5) | 6-213 Ш2У (6213.P6.Q5) | |
5АН200 | ||||
5А225 | 2, 4, 6, 8 | 6-314 Ш2У (6314.P6.Q5) | 6-214 Ш2У (6214.P6.Q5) | |
5АМ250 | 2 | 6-315 Ш2У (6315.P6.Q5) | ||
5АМН250 | ||||
5АМ250 | 4, 6 ,8 | 6-316Ш2У (6316.P6.Q5) | ||
5АМН250 | ||||
5АМ280 | 2 | 6-317Ш2У (6317.P6.QE5) | ||
5АМН280 | ||||
5АМ280 | 4, 6, 8, 10 | 6-317 Ш2У (6317.P6.QE5) | 6-317 Ш2У (6317.P6.Q5) | |
5АМН280 | 4, 6, 8, 10 | 6-2317 Ш2 (NU317.EC)* | ||
5АМ315 | 2 | 6-319 Ш2 (6319.P6.QE5) | ||
5АМН315 | ||||
5АМ315 | 4, 6, 8, 10, 12 | 6-319 Ш2 (6319.P6.QE5) | 6-319 Ш2 (6319.P6.QE5) | |
5АМН315 | 4, 6, 8, 10, 12 | 6-2319 Ш2 (NU319.EC)* |
Подшипники электродвигателей, изготовленных по европейскому стандарту CENELEC.
со стороны противоположной приводу
* подшипникии для электродвигателей при тяжелых условиях работы
Подшипники, устанавливаемые на электродвигатели АИР, 5А, 5АМ, А, АИРМ, АД разных производителей для монтажного исполнения IM 1001/.
Габарит электродвигателя | Число полюсов | ВЭМЗ (5АМ, 5А, АИРМ) | ELDIN (А, АИР) | Сибэлектромотор | Электродвигатели 4А | ||||
(АИРМ, АД) | |||||||||
Подшипник | Подшипник | Подшипник | Подшипник | ||||||
со стороны вала | с обратной стороны | со стороны вала | с обратной стороны | со стороны вала | с обратной стороны | со стороны вала | с обратной стороны | ||
80 | 2/4/5 | 6205 | 6205 | 6205 | 180605 | ||||
90 | не производит | ||||||||
100S | 2/4 | не производит | 6206 | 6205 | не производит | 180606 | |||
100L | 2/4/6 | 6206 | |||||||
112 | 2/4 | 6307 | 6207 | 6206 | 6307 | 180607 | |||
6/8 | 6208 | ||||||||
132 | S4/6/8/М2 | 6309 | 6208 | 6307 | 6208 | 180609 | |||
М4/6/8 | 6309 | 6307 | |||||||
160 | 2 | 6310 | 6309 | 2310 | 310 | ||||
4/6/8 | 6310 | 6309 | |||||||
180 | 2 | 6312 | 2312 | 312* | |||||
4/6/8 | 6312 | ||||||||
200 | 2 | 6313 | 6213 | 6312 | 2313 | 313* | |||
4/6/8 | 6313 | 6312 | |||||||
225 | 2 | 6314 | 6214 | 6313 | 2314 | 314* | |||
4/6/8 | 6314 | 6313 | |||||||
250 | 2 | 6315 | 6314 | 2317 | 317* | ||||
4/6/8 | 6317 | 6316 | 6314 | ||||||
280 | 2 | 6316 | 2317 | 317 | |||||
4/6/8 | 6317 | 6317 | 6316 | ||||||
315 | 2 | 6316 | 6316 | не производит | 2319 | 319 | |||
4/6/8 | 6319 | 6319 | 6316 | ||||||
355 | 2 | 2322 | 322 | ||||||
4/6/8 |
* при количестве полюсов 2p=2 с обеих сторон установлены шарикоподшипники.
Источник