Как заменить подшипники вала рулевого управления на ВАЗ 2110, 11, 12
Процедура замены подшипников вала рулевого управления на автомобиле ваз 2110-2111-2112 в картинках и видео по теме.
Процедура снятия
1. Перед началом работ отсоедините минусовой провод аккумулятора.
3. Теперь нужно ослабить болт крепления основания подрулевых переключателей. Сдвиньте его на себя.
4.Отсоедините провод от датчика давления масла.
5. Разъедините 2 колодки проводов звукового сигнала. Снимите основание подрулевых переключателей.
6. Вставьте ключ в зажигание и поверните его в положение I для того чтобы разблокировать вал рулевого управления.
7. Отсоедините колодку с проводами от выключателя зажигания.
8. Рулевая колонка закручена болтами с отрывными головками. Если у вас нет таких же болтов в запасе, их можно заменить болтами М6 длиной 20 мм.
9. Открутите 2 гайки и 2 болта, снимите шайбы.
10. Снимите рулевую колонку со шпилек, сдвиньте на себя и опустите вниз. Открутите болт крепления вала рулевого управления к карданному валу.
11. Достаньте болт и снимите рулевую колонку, сняв с вала упорную втулку.
12. Выпрессуйте вал рулевого управления из трубы вместе с подшипником. Выпрессовывайте вал в сторону крепления рулевого колеса.
13. Снимите с вала передний подшипник.
14. Если у вала рулевого управления изношены или повреждены шлицы или резьба, то замените его.
15. При помощи молотка или выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник.
16. Перед установкой подшипников проверьте их на предмет повреждений.
17. Запрессуйте задний подшипник на место. Запрессовывать нужно до упора в бурт трубы. Прикладывайте усилия только к наружному кольцу подшипника. При установке подшипника широкий фланец втулки должен быть направлен наружу.
18. Наденьте передний подшипник на вал. Широкий фланец втулки подшипника должен быть направлен в конец вала.
19. Вставьте вал в трубу так, чтобы задний конец вала зашел в задний подшипник.
20. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы.
21. Установите рулевую колонку в обратном порядку. Упорная втулка устанавливается на вал стороной с большим диаметром.
22. Устанавливайте специальные шайбы болтов крепления кронштейна выступающей частью “а” в противоположную сторону от головки болта.
23. При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите
кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в обратном порядке.
Источник
6.3 Замена подшипников вала рулевого управления
Вам потребуются | |
|
Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
Снимите рулевое колесо (см. подраздел 6.1.), выньте комбинацию приборов из панели приборов (см. подраздел 8.6.1.), снимите промежуточный вал рулевого управления (см. подраздел 6.2.).
В рулевой колонке применяются два шариковых подшипника 2108-3401120 (такие же, как на переднеприводных моделях ВАЗ). Маркировка ГПЗ наносится на боковой части наружного кольца подшипника. Номер подшипника (по ГПЗ) — 1000805.
1. Установите кронштейн в сборе с валом рулевой колонки в тиски и.
2. . используя оправку из мягкого металла, выбейте вал рулевой колонки из кронштейна.
3. Выньте вал из кронштейна.
4. Отверткой снимите подшипник с вала рулевой колонки.
5. Вставьте вал в кронштейн и ударами молотка через оправку из мягкого металла выпрессуйте второй подшипник.
6. Установите новый подшипник в кронштейн вала рулевой колонки так, чтобы узкий фланец втулки подшипника был направлен наружу.
7. Запрессуйте подшипник до упора с помощью оправки. Она должна опираться только на наружное кольцо подшипника.
8. Вставьте вал рулевой колонки в кронштейн.
9. Установите второй подшипник в кронштейн вала (см. операцию 6 ) и.
Источник
ЭУР и ГУР Приоры: перечень возможных неисправностей и способы ремонта
Гидро- и электроусилитель рулевого управления предназначены для облегчения усилия, которое прилагает водитель при повороте рулевого колеса. ЭУР является более усовершенствованным механизмом по сравнению с ГУРом, так как в нем используется электрический привод. В системе отсутствует масло и другие компоненты гидравлики, что повышает ее надёжность. Обычно инженеры «АвтоВАЗа» устанавливают на легковые автомобили ЭУР, реже – ГУР. На Ладе Приоре встречаются оба вида усилителя руля.
Схема рулевого управления
Устройство и принцип работы рулевого механизма Приоры
На переднеприводных автомобилях ввиду их конструктивных особенностей невозможно установить классический механизм рулевого управления. Первое, с чем сталкиваются инженеры – это отсутствие места. Стандартный механизм нельзя поставить, даже если вместо рядного расположения двигателя используется поперечное. По этой причине на смену классике, не отличающейся скромными габаритами, пришла компактная рулевая рейка, которая и передаёт усилие при повороте руля на передние колеса.
Чтобы места экономилось как можно больше, на Приоре и многих других автомобилях рейка жёстко закреплена на переднем щитке моторного отсека – между двигателем и салоном. Она соединяется с рулевой колонкой, которая уходит в салон и заканчивается рулевым колесом. Рулевая рейка – это зубчатый металлический стержень. Его зубья входят в зацепление с приводом руля в виде вала. Расположены они относительно друг друга под прямым углом. Это усовершенствованный привод червячного типа.
Водитель вращает рулевое колесо вместе с валом, зубья которого перемещают рулевую рейку внутри кожуха, зацепляясь за зубчатый стержень. В кожухе рейки находятся отверстия, через которые соединяются рулевые наконечники (тяги). В центре самой рейки находятся отверстия для крепления этих наконечников, которые посредством тяг и специальных рычагов прикрепляются к поворотным кулакам стойки передних колес.
Конструкция и особенности эксплуатации ГУР и ЭУР
Для облегчения поворота руля и повышения комфорта может использоваться либо гидро-, либо электроусилитель. У обоих усилителей есть как плюсы, так и минусы.
Устройство гидроусилителя
Конструктивно ГУР – это система из шлангов высокого и низкого давления, в которых находится масло, приводимое в движение с помощью помпы. Рабочую жидкость гидроусилителя нужно заливать в бачок возле насоса. Он работает, только когда двигатель запущен. Водитель поворачивает руль, а в это время жидкость через распределитель под давлением, создаваемым насосом, поступает к рулевому механизму. Она попадает в рабочий цилиндр, давит на поршень, который начинает смещаться, и облегчает вращение рулевого колеса. При прямолинейном движении жидкость оттекает обратно в бачок системы.
Преимущества и недостатки ГУР
В случае с гидроусилителем основной минус – это громоздкость всей системы. Но она дешевле в производстве и обслуживании, а это сказывается на цене автомобиля. На данный момент ГУР встречается в основном на машинах бюджетного класса, к которым относится и Приора. Усилитель такого типа устанавливается также на дорогих мощных внедорожниках. Объясняется это тем, что ГУР способен передавать большую мощность передачи крутящего момента на рулевое управление. В этом плане он выигрывает у электроусилителя, но недостатков все равно насчитывается больше:
- В автомобиле, оборудованном гидроусилителем, не рекомендуется держать руль в крайнем правом или левом положении более 5 секунд. В противном случае масло в ГУР на Приоре начинает нагреваться, что может привести к выходу системы из строя.
- Механизм требует постоянного контроля уровня масла, осмотра и замены приводов, шлангов, насоса.
- Насос зависит от работы двигателя, а значит, он забирает определенный процент мощности у силовой установки. Если при прямолинейном движении ГУР не работает, этот процент мощности расходуется впустую.
- Подобная система не подразумевает настройку режимов работы в зависимости от скорости движения, угла поворота рулевого колеса.
- На небольшой скорости обеспечивается хорошая чувствительность рулевого механизма, но на высокой она становится менее выраженной.
Последний недостаток инженеры компенсируют использованием рулевой рейки с переменным передаточным числом. ГУР стал уже устаревшей системой, ее совершенствованием конструкторы уже не занимаются.
Конструкция электроусилителя
По своему устройству ЭУР проще, чем ГУР. Он состоит из ЭБУ, датчика крутящего момента, датчика угла поворота рулевого колеса и электродвигателя. Здесь нет никаких шлангов и жидкости. Электромотор закреплён непосредственно на самой рулевой рейке, а крутящий момент передается на нее посредством торсионного вала, встроенного в систему рулевого механизма.
В случае с ГУРом усилие облегчается жидкостью, а в электроусилителе за это отвечает сила тока. Когда водитель поворачивает руль, усилие передается на рулевую рейку. В это время датчик крутящего момента передает данные на электронный блок управления. Контроллер рассчитывает, какую силу тока нужно передать на электродвигатель для оптимального облегчения вращения руля. Так как усилие должно быть равномерным, в расчет берется скорость движения и угол поворота рулевого колеса.
Если руль вращается без движения автомобиля или при небольшой его скорости, как при парковке, электродвигатель получает максимальную силу тока, руль крутится легко. При движении на средней и высокой скорости такое усилие уже не требуется, и контроллер подаёт ток меньшей силы.
Плюсы и минусы ЭУР
Электроусилитель – более современная система с высоким потенциалом для модернизации. Она не лишена недостатков, но их меньше, чем у ГУРа:
- высокая стоимость,
- электродвигатель не может обеспечить большую мощность усилия, поэтому устанавливается только на легковые автомобили.
Недостатки нивелируются, так как конструктивно электроусилитель постоянно совершенствуется.
Преимуществ у ЭУР для Приоры немало. Систему легко обслуживать благодаря простоте конструкции. Единственная деталь, требующая осмотра, – это подшипник качения. Механизм ЭУР имеет более компактные размеры и может устанавливаться на рулевой вал в салоне, освобождая место в подкапотном пространстве. За счет этого увеличивается долговечность конструкции, поскольку нет воздействия перепадов температур и повышенной влажности.
Электроусилитель не отбирает у двигателя мощность, что позволяет экономить топливо. Привод работает только во время поворота рулевого колеса. За работу усилителя отвечает ЭБУ, с помощью которого можно отрегулировать режим работы ЭУР, учитывая условия эксплуатации автомобиля. Для электроусилителя не страшны крайние положения руля. Движение на большой скорости делает руль с ЭУР более чувствительным.
Неисправности рулевой рейки Приоры
Проблемы функционирования рулевой рейки могут быть разными. Чтобы их выявить, не обязательно иметь багаж специальных знаний, достаточно периодически осматривать механизм.
Большой люфт руля
Если заглушить двигатель и активно покрутить рулевое колесо, не должно возникать посторонних звуков. Когда появляются не только подозрительные шумы, но и наблюдается люфт, то причиной неполадки может быть ослабленный упор золотника или недостаточная упругость торсиона. Руль может люфтить из-за сильного износа сайлентблоков, на которых фиксируется рулевая рейка. Та же проблема возникает при неправильном угле прилегания зубьев и винта, кривизне картера или вала, вызванной повреждением или ходом подшипника винтового типа. Чтобы определить неисправность, потребуется диагностика втулки рейки, шарниров рулевых тяг и зубьев.
Появление стуков и тяжести при повороте руля
Тяжёлым руль становится из-за закисшего кардана, но чаще всего возникает именно стук. Выделяется ряд характерных причин этого явления:
- шум возникает во время хода вала вертикального подшипника;
- чрезмерный износ шарниров и картера;
- выработка ресурса подшипника винта, втулки или зубьев;
- кривой вал или картер, в результате винт прилегает к зубьям со смещенным углом;
- износ сайлентблоков;
- ослабленное крепление рейки;
- люфт рулевого колеса.
В любом случае понадобится провести диагностику, а при выявлении неисправностей потребуется демонтаж и ремонт рулевой рейки Приора с заменой изношенных элементов.
Износ центрального зуба рулевого вала
Износ механизма с зубьями встречается достаточно часто. Основное предназначение рулевого вала – это преобразование вращательного движения в поступательное. Для большинства автомобилей характерна выработка ресурса именно центральных зубьев. Причина проста: движение в городском потоке обусловлено ездой по прямой с небольшими отклонениями траектории влево или вправо.
Чтобы определить неисправность, нужно покачать рулевым колесом в стороны из среднего положения. Если слышны стуки, дальнейшую диагностику лучше провести на СТО. При чрезмерном износе центрального зуба замене подлежит весь вал.
Проблемы в работе гидроусилителя
Все поломки ГУР Приоры, а также причины и методы их устранения перечислены в таблице:
Неисправность
Способ устранения