Вариатор «Сафари» для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации
Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:
- упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
- более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».
Подробнее о назначении вариатора
Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.
Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:
- сопротивлению движения «собаки»;
- частоте вращения коленчатого вала движка мотобуксировщика.
В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.
Технические данные вариатора
Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами:
- диаметр ведущего шкива – 210 мм;
- длина – 167 мм;
- масса – 3,9 кг.
Конструкция и работа регулятора
Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.
Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.
Монтаж и демонтаж ведущего шкива
Установка шкива на хвостовике коленвала двигателя мотобуксировщика осуществляется с помощью резьбового соединения. Для этого подвижный конус необходимо сдвинуть, чтобы отверстие под вороток на валу стало доступно и с помощью воротка осуществить монтаж вариатора. Момент затяжки составляет 8-10 кГм.
Существует вариант исполнения, когда вариатор крепится с помощью шпонки. Для этого шкив вариатора со шпоночным пазом одевается на хвостовик вала с ответным пазом вместе со шпонкой. Шкив притягивается с помощью болта.
Для установки клинового ремня и защитного кожуха передачи следует обратиться к инструкции по эксплуатации мотобуксировщика.
Снятие шкива с коленвала двигателя с метрической резьбой производится в следующей последовательности:
- снятие защитного кожуха вариатора;
- снятие клинового ремня;
- подвижный конус сдвигается в сторону так, чтобы стало доступно монтажное отверстие на валу;
- конус стопорится с помощью распорки от обратного перемещения;
- коленвал стопорится от проворачивания;
- с помощью воротка вал отворачивается.
Для вариатора со шпоночным пазом процедура демонтажа выглядит следующим образом:
- снятие защитного кожуха вариатора;
- снятие клинового ремня;
- шкив вариатора стопорится от проворачивания;
- отворачивается фиксирующий болт;
- снятие шкива с вала.
Неисправности вариатора
Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.
Источник
ВАРИАТОР (Страница 1 из 117)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 25 из 2,904
1 Тема от кузнечик 31-01-2013 22:58
- кузнечик
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: д.Москва
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 902
Тема: ВАРИАТОР
Я про паралельность подвижного и не подвижного диска на ведомой части , а Вы про что ? На паральность ведущей и ведомой 😎 , компенсирует ремень , если даже тут ошибка .
2 Ответ от Игореха 74 31-01-2013 23:15
- Игореха 74
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: г.Челябинск
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 619
Re: ВАРИАТОР
На паральность ведущей и ведомой , компенсирует ремень
Леха полностью согласен, идеальную соосность делать нестоит, просто постараться выставить как можно ровнее, при нагрузках всеравно все уводит и ремень компенсирует все изгибы во время работы, а по поводу люфта то конечно он большой и даже если при таком люфте все будет работать на ура то он сам по себе как люфт напрягает.
3 Ответ от Сергей1971 31-01-2013 23:21
Re: ВАРИАТОР
Он напрягает в первую очередь из-за рук токаря! Я изначально показал варик как только пришел тарелка была из под сломанного резца.Надо было сразу всё посмотреть но, кто знал!а На одноопорном вообже саосность пустая трата времени.Гланое что б вертикально ровно друг к другу стояли .Я так думаю.
4 Ответ от Игореха 74 31-01-2013 23:45
- Игореха 74
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: г.Челябинск
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 619
Re: ВАРИАТОР
Гланое что б вертикально ровно друг к другу стояли .Я так думаю.
Да Серега при таких нагрузках все «условные» плоскoсти гуляют. Мне сейчас пром вал перетачивают под корпусные подшипники наверное через неделю будет готов и сразу представлю сей девайс так как обещал еще в том сезоне, просто руки недоходили.
5 Ответ от эрвин 01-02-2013 09:15
- эрвин
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Новосибирск с.Скала Колывань.
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 642
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971
Стойку опорнуб ведомого зделай жоще . А варик изночально был такой?
6 Ответ от Сергей1971 01-02-2013 09:34
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971 Стойку опорнуб ведомого зделай жоще . А варик изночально был такой?
Да такой и был!Можно сделать жоще и тогда надо натяжитель делать.
7 Ответ от эрвин 01-02-2013 12:24
- эрвин
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Новосибирск с.Скала Колывань.
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 642
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971
Так делай, натежник на толкаче не помеха. Цепь тоже тянется.Ну свариком сделай , как ребята тебе советуют на форуме, сезон может отездиеш. Летом откапиталиш.
8 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 15:01
Re: ВАРИАТОР
Блин!! Так же не должно же быть.
9 Ответ от student 06-02-2013 19:10
Re: ВАРИАТОР
10 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 19:16
Re: ВАРИАТОР
Так легко заходить.От руки.
11 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 19:35
Re: ВАРИАТОР
Вот теперь другое дело.
12 Ответ от Игореха 74 06-02-2013 19:46
- Игореха 74
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: г.Челябинск
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 619
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971
Опять газуеш в гараже.
13 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 20:45
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971 Опять газуеш в гараже.
14 Ответ от Игореха 74 06-02-2013 21:03
- Игореха 74
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: г.Челябинск
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 619
Re: ВАРИАТОР
15 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 21:37
Re: ВАРИАТОР
Сергей1971 написал(а): А я теперь в маске Деда мороза.
16 Ответ от Darya 06-02-2013 22:16
Re: ВАРИАТОР
вариатор работает не правильно. полностью не расходится на холостых , такое бывает когда вариатор изначально имеет дефект сборки или очумелые ручки ставят не родные грузики .
Скорее всего всё проще,похоже обороты большие.
17 Ответ от Сергей1971 06-02-2013 22:27
Re: ВАРИАТОР
павел к. написал(а): вариатор работает не правильно. полностью не расходится на холостых , такое бывает когда вариатор изначально имеет дефект сборки или очумелые ручки ставят не родные грузики . Скорее всего всё проще,похоже обороты большие.
Да не до конца сбрасывался газ. Руль сложен наполовину и рубашка тросика попала под регулировочный винт на ручке газа.И мне показалось что пружина тоньше.Завтра померяю
18 Ответ от Игорь Б. 20-02-2013 23:06
- Игорь Б.
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Мурманск
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 226
Re: ВАРИАТОР
Привет Всем. Замерил сегодня ширину ремня-29 мм. (Подпалил в мокром снегу) По ощушениям стал трогаться с повышенных оборотов и скоростенка упала. Чем это мне грозит? Кроме замены ремня.
19 Ответ от vorontsov_p 21-02-2013 06:27
- vorontsov_p
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Череповец
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 1,082
Re: ВАРИАТОР
На ведомом чаще будешь менять пластмассовые кулачки. Ну, а если очень долго ездить, то повышенным из-за чрезмерных нагрузок износом двигателя.
20 Ответ от Сергей1971 21-02-2013 12:12
Re: ВАРИАТОР
Я на новых буксах в магазе видел на китайских САФАРИ что сухари вообще не прилегают и зазоры на глаз больше 2мм и сантиметрили больше недосажен на вал.Будте бдительны при покупке новух так сказать БУКСОВ!!
Сообщений с 1 по 25 из 2,904
Просматривают тему: 2 гостей, 0 пользователей
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Форум работает на PunBB , при поддержке Informer Technologies, Inc
Источник
Как снять вариатор Сафари
Разборка механизма
Вариатор «Сафари» может потребовать разборки. Как правильно снять вариатор с снегохода и мотобуксировщика:
- Необходимо снять регулятор с транспортного средства. Неподвижный конус в этом случае потребуется закрепить в токарном станке (можно применять иной удобный способ).
- Между деталями подвижного конуса потребуется вставить дюралевый пруток. Можно применять в этом случае деревянные бруски. Конус необходимо отвернуть вместе с крышкой и упором. Если немного постучать в районе ребер конуса, процесс демонтажа будет значительно проще.
- Далее следует выкрутить 6 болтов, удерживающих крышку на подвижном конусе. Когда останется всего 2 болта, ее необходимо придерживать. В противном случае пружина может сильно «выстрелить».
- Когда очередь дойдет до упора, необходимо снять только вкладыши.
- Оси и ролики необходимо хорошо промыть. Для этого применяется керосин или бензин. Вставив новые вкладыши, можно собрать упор в обратной последовательности. Смазка не должна попасть на поверхности конусов дисков.
Видеоинструкция
|
|
Рекомендации по обсуживанию вариатора
Чтобы вариатор надежно и долго работал, необходимо следить за его исправностью, своевременно выполнять профилактические работы.
- В частности, через каждые 3000 км пробега необходимо смазать вал под разрезной втулкой. Используйте для смазки Литол-24 или ЦИАТИМ-201. Следите, чтобы смазка не попадала на конусные поверхности дисков.
- Через каждые 6000 км необходимо проверять состояние вкладышей и втулок на осях грузиков. Износ втулок оценивается по величине люфта грузиков, он не должен превышать 1 мм. Износ вкладышей оценивается по величине зазора между ними и направляющими ребрами подвижного диска, он не должен превышать 1,5 мм.
Источник