Меню

Зазор в подшипниках скольжения электродвигателей

Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

Как измерить зазоры в подшипниках скольжения?

Рассмотрим определение боковых и вертикальных радиальных зазоров между шейкой вала и подшипником скольжения (для разъемных подшипников скольжения).

Боковые зазоры определяют при помощи щупа между нижним полувкладышем и шейкой вала, как показано на рисунке 1.

Рис.1. Измерение боковых зазоров между нижним полувкладышем и шейкой вала.

Для этого необходимо снять крышку подшипника и верхнюю часть вкладыша. Между шейкой вала и телом подшипника имеется зазор, его то мы и измеряем. Полученные результаты сравнивают с заводскими значениями (паспортные данные). Боковые радиальные зазоры в подшипниках скольжения допускаются в пределах половины вертикальных зазоров.

Если с измерением боковых зазоров все предельно просто, то определение радиального вертикального зазора делают не при помощи щупа, а по оттискам свинцовой проволоки диаметром 0,5—1,5 мм и длиной 2—3 см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша, а также в плоскость разъема вкладышей.

Рис. 2. Измерение зазоров в разъемном подшипнике скольжения.

1 — вал; 2 — нижний вкладыш; 3 — верхний вкладыш; 4 — свинцовая проволока; 5 —стяжной болт; 6 — крышка подшипника.

После снятия крышки подшипника и верхней половины вкладыша укладывают отрезки свинцовой проволоки, как показано на рисунке 2. Четыре отрезка на плоскости разъема вдоль подшипника, и два на шейку вала поперек. Отрезки на шейке вала укладываются в зоне рабочих поверхностей верхнего полувкладыша (рисунок 3).

Рис.3. Верхний полувкладыш подшипника скольжения.

Затем верхнюю половину вкладыша и крышку подшипника устанавливают на свои места и равномерно затягивают стяжными болтами. При стягивании половинок подшипника болтами отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно зазорам. Подшипник вновь разбирают и микрометром замеряют толщину всех свинцовых оттисков.

Зазор по линии А-А определяют по формуле:

Расчетный вертикальный зазор принимают по формуле:

Значения δ1 и δ2 не должны различаться между собой больше чем на 10%.

Допустимые (усредненные значения) радиальные вертикальные зазоры в подшипниках скольжения указаны в табл. 1.

Зазор, мм,
при частоте вращения, об/мин

Источник

Измерение зазоров в подшипниках скольжения.

Замер зазоров производится между шейкой вала и верхним вкладышем подшипника. Величина зазора зависит от диаметра шейки вала и частоты вращения ротора электродвигателя.

Размеры радиального зазора в подшипниках скольжения с разъемными вкладышами определяются по оттискам отрезов свинцовой проволоки диаметром 0,5÷1мм, длиной 2 ÷4см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша’, а также в полость разъема вкладышей, как показано на рис. 5.

Рис. 5. Измерение зазоров в разъемных подшипниках скольжения.

а — зазор между шейкой вала и верхним вкладышем; б — зазор между верхним вкладышем и крышкой.

При равномерной затяжке стяжными болтами верхней половины вкладыша и крышки подшипника отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно за зорам. После снятия верхнего вкладыша производится измерение мегаомметром толщины всех свинцовых оттисков.

Зазор по линии А-А определяется

Зазор по линии Б-Б определяется

Значения b1, b2 — не должны отличаться друг от друга больше чем на 10%.

Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между верхним вкладышем и шейкой вала,. приведенным в табл. 6.

Таблица 6. Значения зазоров разъемных подшипников скольжения

Читайте также:  Замена подшипника вискомуфты бмв е53
Подшипники Зазор верхней, % от диаметра шейки вала
С кольцевой смазкой С принудительной смазкой С отрицательной реакцией у приводов с зубчатой передачей 0,15-0,20 0,20-0,30 0,15

Аналогично определяют зазор между верхним вкладышым и крышкой подшипника (рис. 5,б). Его устанавливают равным 0,05 мм.

Радиальный зазор в неразъемных подшипниках скольжения измеряют щупом, вводимым между шейкой вала и вкладышем. При измерении щуп следует вводить на всю длину вкладыша. Допустимые размеры радиальных зазоров приведены в табл. 7.

Вибрация измеряется на всех подшипниках электродвигателя. Вибрация должна измеряться в горизонтальной плоскости, проходящей через ось вращения, в поперечном, осевом и вертикальном направлениях возможно ближе к оси вращения (рис. 6). Способ установки вибропреобразователей с помощью резьбовых соединений является предпочтительным. Штифт виброметра устанавливается в том направлении, в котором измеряется вибрация.

Таблица 22.7. Допустимые зазоры в подшипниках скольжения

Диаметр вала, мм Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин
до 1000 1000-1500 свыше 1500
18-30 0,040-0,093 0,060-0,130 0,14-0,28
30-50 0,050-0,112 0,075-0,160 0,17-0,34
50-80 0,065-0,135 0,095-0,195 0,20-0,40
80-120 0,080-0,160 0,120-0,235 0,23-0,46
120-180 0,100-0,195 0,150-0,285 0,26-0,52
180-260 0,120-0,225 0,180-0,300 0,30-0,60
260-360 0,140-0,250 0,200-0,380 0,34-0,68
360-500 0,170-0,305 0,250-0,440 0,38-0,76

Рис. 6. Измерение составляющих вибрации.

х — продольная; у — поперечная; z — вертикальная.

Измерение вибрации подшипников следует производить при номинальных значениях напряжения и частоты электрической сети.

Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более следующих величин:

Синхронная частота вращения

электродвигателя, об/мин. 750 и ниже
Допустимая вибрация, мкм.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Допустимые величины зазоров в подшипниках скольжения электродвигателя

Номинальный Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин
диаметр вала, мм До 1000 От 1000 до 1500 (включительно) Свыше 1500
18-30 0,04-0,093 0,06-0,13 0,14-0,28
31-50 0,05-0,112 0,075-0,16 0,17-0,34
51-80 0,065-0,135 0,095-0,195 0,2-0,4
81-120 0,08-0,16 0,12-0,235 0,23-0,46
121-180 0,10-0,195 0,15-0,285 0,26-0,53
181-260 0,12-0,225 0,18-0,3 0,3-0,6
261-360 0,14-0,25 0,21-0,38 0,34-0,68
361-600 0,17-0,305 0,25-0,44 0,38-0,76

5.7 П, К. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу

или с ненагруженным механизмом

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше. Значение тока ХХ для вновь вводимых электродвигателей не нормируется.

Значение тока XX после капитального ремонта электродвигателя не должно отличаться больше чем на 10% от значения тока, измеренного перед его ремонтом, при одинаковом напряжении на выводах статора.

Продолжительность проверки электродвигателей должна быть не менее 1 ч.

5.8 П, К, М. Измерение вибрации подшипников электродвигателя

Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, а также у всех электродвигателей ответственных механизмов.

Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратическое значение виброскорости или размах вибросмещений), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.

Читайте также:  Чем смазать подшипник рхх

При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна быть выше следующих значений:

Синхронная частота вращения, об/мин 750 и менее
Вибрация подшипников, мкм

Периодичность измерений вибрации узлов ответственных механизмов в межремонтный период должна быть установлена по графику, утвержденному техническим руководителем электростанции.

5.9 П, К. Измерение разбега ротора в осевом направлении

Измерение производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег ротора двигателя, не соединенного с механизмом, зависит от конструкции двигателя, приводится в технической документации на двигатель и должен составлять от 2 до 4 мм на сторону от нейтрального положения 1 , определяемого действием магнитного поля при вращении ротора в установившемся режиме и фиксируемого меткой на валу.

Разбег ротора проверяется при капитальном ремонте у электродвигателей ответственных механизмов или в случае выемки ротора.

1 Если в инструкции по эксплуатации не оговорена другая норма.

5.10 П, К. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой

Проверка производится при неизменной мощности, потребляемой электродвигателем из сети не менее 50% номинальной, и при соответствующей установившейся температуре обмоток. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.

5.11 П, К. Гидравлическое испытание воздухоохладителя

Испытание производится избыточным давлением 0,2-0,25 МПа в течение 5-10 мин, если отсутствуют другие указания завода-изготовителя.

5.12 К, М. Проверка исправности стержней короткозамкнутых роторов

Проверка производится у асинхронных электродвигателей при капитальных ремонтах осмотром вынутого ротора или специальными испытаниями, а в процессе эксплуатации по мере необходимости — по пульсациям рабочего или пускового тока статора.

5.13 Испытание возбудителей

Испытание возбудителей производится у синхронных электродвигателей в соответствии с указаниями раздела 32.

6. СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ, АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

6.1 П. Определение условий включения трансформаторов

Источник

Испытание электродвигателей переменного тока — Измерение зазоров в подшипниках скольжения

Содержание материала

Проводится при капитальном ремонте.

Таблица 13. Импульсное испытательное напряжение витковой изоляции обмоток статора электродвигателей переменного тока

Амплитуда напряжения, В, на виток

после укладки и бандажировки

Провод ПБД, изолированный по всех длине одним слоем бумажной ленты полнахлеста

Провод ПБД и ПДА, изолированный слоем микаленты через виток

Провод ПДА и ПБД, изолированный одним слоем

Провод, изолированные по всей длине одним слоем микаленты толщиной 0,13 мм вполнахлеста

Провод ПБД, изолированный по длине витка одним слоем вполнахлеста шелковой лакотканью толщиной 0,1 мм

Провод ПДА и ПДБ, изолированный по всей длине витка одним слоем микаленты толщиной 0,13мм вполнахлеста или 1/3 нахлеста

Провод ПДБ или ПДА, изолированный по всей

длине витка одним слоем хлопчатобумажной ленты

Провод ПДА, изолированный по всей длине витка двумя слоями микаленты толщиной 0,13мм вполнахлеста

Методика измерения зазоров в подшипниках скольжения изложена в п.22.2.7.

Предельно допустимые величины зазоров приведены в табл. 14. Увеличение зазоров в подшипниках скольжения больше указанных значений свидетельствуют о не обходимости перезаливки вкладыша.

Таблица 14. Максимально допустимые зазоры в подшипниках скольжения электродвигателей

Номинальный диаметр вала, мм

Зазор, мкм, при частоте вращения, мин -1

Проверка работы электродвигателя на холостом ходу с ненагруженным механизмом.

Проводится при капитальном ремонте.

Проверки работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом производится для двигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более.

Читайте также:  Подшипник skf bb1 3032 ca

Величины тока холостого хода не должны отличаться более чем на 10% от значений, указанных в каталоге или инструкции завода-изготовителя для данного типа электродвигателя. Продолжительность испытаний составляет 1ч.

Методические указания по проведению испытаний приведены.

Измерение вибрации подшипников электродвигателя.

Проводится при капитальном ремонте.

Измерение вибрации подшипников производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и электродвигателей ответственных механизмов.

Вибрация подшипников не должна превышать значений, указанных в табл. 15.

Таблица 15. Максимально допустимая вибрация подшипников
в электродвигателя

Синхронная частота вращения, мин -1

Допустимая амплитуда вибрации подшипников, мкм.

Указания по измерению вибрации приведены в п.22.2.8.

Измерение разбега ротора в осевом направлении.

Проводится при капитальном ремонте.

Измерение производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора.

Разбег не должен превышать 4 мм.

Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

Проводится при капитальном ремонте.

Проводится работы электродвигателей напряжением выше 1 кВ или мощностью 300 кВт и более. работа под нагрузкой проверяется при мощности электродвигателя не менее 50% номинальной.

Гидравлические испытания воздухоохладителя.

Испытания выполняются избыточным давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ), если отсутствуют другие указания завода-изготовителя. Продолжительности испытаний составляет 5-10 мин. Воздухоохладитель считается исправным, если в процессе испытаний не наблюдалось снижения давления или утечки жидкости из корпуса воздухоохладителя.

Проверки исправности стержней короткозамкнутых роторов.

Проводится при капитальном ремонте.

Проверка выполняется для асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт и более.

Исправность стержней определяется при проверке симметричности обмотки короткозамкнутого ротора. Обмотку статора двигателя подключают к трехфазному источнику питания пониженного напряжения, чтобы ток короткого замыкания не вызвал перегрев двигателя при неподвижном роторе. Затем медленно поворачивают ротор и наблюдают за показаниями амперметров в цепи статора. При исправной обмотке ротора ток в цепи статора остается неизменным. В противном случае показания амперметров будут периодически меняться. Колебания стрелок приборов при этом тем больше, чем больше неисправность ротора.

У двигателей с двойной короткозамкнутой обмоткой ротора проверка исправности обмотки ротора ведется под нагрузкой. Если неисправна нижняя обмотка, стрелки амперметров в цепи статора колеблются с удвоенной частотой скольжения и, как правило, присутствует периодическое изменение шума работающего двигателя.

Проверка срабатывания защиты машин до 1 кВ при системе питания с заземленной нейтралью.

Проводится при капитальном, текущем ремонтах и в межремонтный период.

Проверка срабатывания защиты выполняется для электродвигателей напряжением выше 42 В, работающих в опасных и особо опасных условиях, а также у всех машин на пряжением 380 В и более непосредственным измерением тока однофазного короткого замыкания на корпус с помощью специальных приборов или измерением полного со противления петли фаза-нуль с последующим определением тока однофазного замыкания. Полученный ток сравнивается с номинальным током защитного аппарата с учетом коэффициентов, определяемых по ПУЭ.

При замыкании на корпус должен возникнуть ток однофазного короткого замыкания, превышающий номинальный ток плавкой вставки ближайшего предохранителя или расцепителя автоматического выключателя. Превышение должно быть не менее значений, указанных в ПУЭ.

Методические указания по определению токов однофазного короткого замыкания на корпус и проверке срабатывания защитных аппаратов приведены.

Источник

Adblock
detector