Меню

3 основные операции при проверке смазки подшипников

Эксплуатация, техническое обслуживание и устранение неисправностей подшипников электродвигателей

Для нормальной работы двигателя его подшипники скольжения нужно содержать в чистоте.

Чтобы в них не попали пыль и грязь, крышки подшипников плотно закрывают. Спускные отверстия и крышку на торце вала двигателя также плотно закрывают, иначе масло будет вытекать из подшипников и разбрызгиваться или попадать внутрь двигателя на обмотки. Применяемое для смазки подшипников масло не должно содержать кислоту или смолу.

При работе двигателя не следует допускать появления пены в подшипниках. Пену можно ликвидировать, добавив свежего масла, а если это не поможет, нужно полностью сменить масло. Перед доливкой в подшипники масла открывают контрольные отверстия, служащие маслоуказателями. Обычно эти отверстия закрыты пробками на резьбе. Уровень масла считается нормальным, когда оно появляется в контрольном отверстии. Вместо пробки некоторые подшипники имеют масломерные стекла.

Для нормальной работы подшипников с кольцевой смазкой необходимо не менее двух раз в смену, даже если подшипники не нагреваются, проверять вращение колец и чистоту масла (наличие механических примесей, шлама и т. д.). Если кольца вращаются медленно или совсем не вращаются, значит смазка подшипника ухудшилась, он будет сильно нагреваться и может расплавиться. Масло в подшипниках со временем загрязняется и становится густым, поэтому в зависимости от условий работы через каждые 3 — 4 месяца, но не реже одного раза в полгода, его заменяют полностью, даже если подшипники имеют нормальный нагрев.

При работе подшипников в тяжелых условиях (большая запыленность помещения, высокая температура окружающей среды, низкое качество масла и т. д.) сроки замены масла сокращаются. Обычно в подшипники с кольцевой смазкой масло доливают после 200 — 300 ч непрерывной работы. Если доливка производится во время работы двигателя, делают это как можно медленнее.

Перед заменой смазки подшипники промывают керосином, продувают воздухом, промывают маслом той марки, которую применяют для данных подшипников, и после этого заливают свежим маслом.

Перед первым пуском электродвигателя проверяют наличие смазки в подшипниках. Количество смазки должно составлять не более 2/3 объема камеры. Если подшипники работают нормально и не нагреваются, то осмотр и замена смазки производятся при очередных ремонтах, а также по мере необходимости в зависимости от состояния смазки.

Перед заменой смазки подшипник при снятых крышках промывают чистым бензином с добавлением 6 — 8% по объему трансформаторного или веретенного масла. Подшипник промывают с торца. При этом бензин увлекает за собой растворившуюся смазку. Промывка производится при легком проворачивании ротора и продолжается до тех пор, пока не будет вытекать чистый бензин, затем подшипник следует просушить сжатым воздухом.

Процесс набивки смазки прост, выполнять набивку нужно чистыми руками и чистым инструментом (деревянными или металлическими лопаточками). При набивке все кольцевые углубления в деталях подшипникового узла, обращенные к подшипнику, заполняют смазкой на одну треть в нижней их части. Пространство между обоймами с шариками набивают смазкой по всей окружности.

После сборки подшипниковых узлов проверяют легкость вращения ротора от руки и затем включают двигатель и вращают его в течение 15 мин вхолостую. Если состояние подшипников хорошее, при прослушивании слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов.

Пригодность масла для различных двигателей при заданных условиях работы прежде всего определяется его вязкостью. Вязкостью масла в градусах называется число, которое показывает, во сколько раз больше времени требуется для истечения данной жидкости по отношению к такому же объему воды. Вязкость масла условно определяют в градусах по Энглеру, обычно при 50°С, так как при увеличении температуры масла до 50° С вязкость уменьшается резко, а после 50° С — более медленно.

В электродвигателях мощностью до 100 кВт с подшипниками скольжения можно использовать масло веретенное с вязкостью 3,0—3,5 градусов по Энглеру. Для подшипников с принудительной циркуляцией смазки применяют турбинные масла: для быстроходных двигателей со скоростью вращения 1000 об/мин и выше турбинное масло «Л» (легкое), а для двигателей со скоростью вращения 250 — 1000 об/мин — «УТ» утяжеленное турбинное.

Читайте также:  Уаз бортовой редуктор номер подшипника

У машин с кольцевой смазкой причиной повышенного нагрева подшипников может быть недостаточная подача масла в результате медленного вращения или полной остановки смазочных колец. Смазочные кольца могут остановиться из-за сгущения масла. Недостаточная подача масла может быть также следствием защемления смазочных колец, неправильной их формы или низкого уровня масла в подшипниках.

Для устранения указанной неисправности необходимо густое масло заменить новым, проверить уровень масла по маслоуказателю, легкие кольца заменить более тяжелыми, а поврежденные выправить или тоже заменить новыми.

У машин с принудительной смазкой подшипники могут перегреваться в результате засорения маслопровода или масляного фильтра и загрязнения масла в подшипниках. Этот дефект устраняют промывкой всей масляной системы, очисткой масляных камер, заменой масла и уплотнением подшипников.

Подшипники могут перегреться из-за неправильной центровки двигателя с производственным механизмом, а также из-за малого зазора между шейкой вала и вкладышем. Вкладыш считается хорошо пригнанным, если следы приработки распределены равномерно по всей длине нижнего вкладыша на дуге в 25—30°.

На нагрев подшипников влияют также несоответствие применяемого сорта масла, плохая заливка вкладышей, искривление вала двигателя или его шеек, наличие осевого давления на подшипники. Последнее возникает вследствие осевого сдвига ротора или недостаточности зазоров между торцами вкладышей подшипников и галтелями вала, что препятствует его свободному тепловому расширению.

Причиной этой неисправности является переполнение подшипников маслом, которое разбрызгивается из них и растекается вдоль вала. Во избежание этого необходимо наливать масло в подшипники при остановленной машине до черты маслоуказателя, так как смазочные кольца при вращении забирают часть масла и уровень его в маслоуказателе несколько понижается.

Если контрольная черта на маслоуказателе отсутствует, масло наливают в подшипники до уровня, при котором смазочные кольца оказываются погруженными на 1/4— 1/ 5 их диаметра. Из-за вязкости масла уровень его в подшипнике устанавливается не сразу, поэтому наливать масло следует постепенно.

При неудовлетворительном уплотнении подшипников, больших зазорах в торцах вкладышей, а также при малых размерах отверстий для стока в нижней части вкладышей масло может попасть по валу в двигатель. Для исключения такой возможности подшипники дополнительно уплотняют с помощью латунной шайбы толщиной 2 мм, которую плотно пригоняют к валу. Крепят шайбу винтами. Другой тип уплотнения — с помощью стальной шайбы толщиной 1 — 2 мм, с зазором между шайбой и валом 0,5 мм. Между стальной шайбой и подшипником устанавливают без зазора фетровую шайбу, которую крепят к подшипнику винтами.

Масло или масляные пары из подшипников проникают внутрь машины в результате действия вентилятора или других вращающихся частей машины. Наиболее часто засасывание масла происходит у закрытых машин с подшипниковыми щитами, так как подшипники частично расположены внутри корпуса машины. В этом случае при работе вентилятора в зоне подшипника создается разрежение, способствующее засасыванию масла.

Для ликвидации указанного явления следует устранить дефекты в подшипниках, а также дополнительно уплотнить подшипники и стыки между статором и частями щитов.

Одной из основных неисправностей подшипников качения является их чрезмерное нагревание. Перегрев подшипников может происходить в результате неправильной сборки, тугой посадки внешнего кольца подшипника в подшипниковом щите, а также из-за отсутствия осевого зазора в одном из подшипников, необходимого для компенсации температурного расширения вала при работе машины. При этой неисправности ротор легко проворачивается в холодном подшипнике, а в нагретом — его заедает.

Чтобы установить нормальный осевой зазор, необходимо проточить бортик крышки подшипника или установить прокладки между его крышкой и корпусом. Для уменьшения тугой посадки кольца посадочное место подшипника расшабривают.

Иногда в подшипниках возникает ненормальный шум, сопровождаемый повышением температуры. Это может быть результатом плохой центровки двигателя, загрязнения подшипников, большого износа отдельных деталей (шариков, роликов) и неплотной посадки внутреннего кольца подшипника на вал.

Читайте также:  Замена опорных подшипников митсубиси аутлендер 1 поколения

Если в подшипники заложено смазки больше, чем следует, или ее марка не соответствует температуре окружающей среды и при этом уплотнения оказываются недостаточными, то из подшипников при работе двигателя будет выбрасываться смазка.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ

.2.1. При осмотре опорных подшипников скольжения необхо­димо обращать внимание на возможные дефекты: риски, задиры, трещины на рабочих поверхностях, износ, оплавление, выкрашивание и отставание антифрикционного металла, а также на ка­чество подгонки подшипника к валу, прилегание вкладыша к пос­тели и зазоры в подшипнике. В случае обнаружения дефектов подшипники (вкладыши) следует восстановить либо заменить.

Измерение масляных зазоров в разъемных подшипниках про­изводится с помощью щупа или свинцовой проволоки. Зазор в не­разъемных подшипниках следует измерять щупом с обоих торцов по всей окружности либо как разность диаметров подшипника и шейки вала. Измерение осевого зазора в подшипнике (осевой разбег вала) следует производить щупом с обеих сторон подшип­ника либо с помощью индикатора часового типа.

При сборке подшипника необходимо проверить чистоту маслоподводящих каналов, продуть их сжатым воздухом и установить необходимые зазоры.

.2.2. При сборке открытых подшипников скольжения палуб­ных механизмов пластичную смазку следует наносить на поверх­ности трения, установочные и стопорные детали и на резьбовые участки крепежа. После сборки подшипника необходима пропрессовка узла до выхода излишков смазки через торцы подшипника и формирования наружного защитного валика.

.2.3. При осмотре подшипников качения необходимо обращать внимание на следующие возможные дефекты:

выкрашивание дорожек качения подшипников;

вмятины на дорожках качения в местах касания шариков:

износ деталей подшипника из-за загрязнения или коррозии при работе подшипника во влажной среде;

наличие граней вдоль оси роликов вследствие трения роликов между собой;

повышенный радиальный и осевой разбег обоим подшипника;

трещины в обоймах и сепараторах;

повреждение шариков (роликов).

При обнаружении дефектов нужно выяснить и устранить при­чины их появления и в случае необходимости заменить подшип­ник новым.

При смене подшипника он должен быть насажен на вал так, чтобы его марка была обращена в сторону торца вала.

.2.4. Перед закладкой смазок в узлы с подшипниками каче­ния и скольжения, смазываемые поверхности должны быть тща­тельно очищены от коррозии, грязи, остатков старой смазки и обезжирены. Закладка смазки в узлы должна производиться в условиях, исключающих увлажнение и загрязнение поверх­ностей.

В подшипниках, имеющих устройства для периодического по­полнения смазки, не допускается смешение смазок различных марок.

.2.5. Если количество пластичной смазки, закладываемой в подшипники качения, не оговорено инструкцией по эксплуата­ции технического средства или инструкцией по применению смаз­ки, то рекомендуется заполнять смазкой:

при частоте вращения до 1500 мин -1 включительно — 2 /з объе­ма полости подшипника;

при частоте вращения свыше 1500 мин -1 — не более ‘/2 объема.

После смены смазки следует контролировать температуру под­шипника при работе с номинальной частотой вращения в течение не менее 1 ч. Температура нагрева подшипника не должна превышать 95°С.

Источник

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам

23.02.2015

Уход за подшипниками

Подавляющее большинство современных электрических машин оборудуется шариковыми или роликовыми подшипниками качения.

Уход за ними сводится к периодическому их осмотру, промывке и смене смазки.

Выбор сорта смазки для подшипников качения производится по рекомендациям заводов-изготовителей. Обычно для отечественных подшипников используется смазка УТВ (жировая) по ГОСТ 1631— 52, для подшипников, работающих в условиях тропического климата, применяется смазка ЦИАТИМ-221.

Смену смазки и промывку подшипников производят:

1) при первом пуске вновь устанавливаемой машины, если есть опасения, что смазка до установки машины не менялась свыше трех лет;
2) через каждые 3000—4000 час работы машины, но не реже одного раза в 3 года;
3) после ремонта, связанного с полной разборкой машины.

Читайте также:  Подшипник передней ступицы черри м11

При смене смазки внутренняя полость подшипника качения в машинах, работающих при скорости вращения до 1500 об/мин должна заполняться не более чем на 2/3 объема, а при 3000 об/мин — не более чем на 1/2 объема. Следует помнить, что тугая набивка смазки может вызвать перегрев подшипника, а также выдавливание смазки внутрь электрической машины и последующее загрязнение ее обмоток.

Вал электродвигателя после набивки подшипника смазкой должен легко проворачиваться от руки.

Осмотр подшипников качения производится при их промывке. При осмотре проверяют отсутствие трещин, раковин или других неровностей внутренней поверхности подшипника и шариков, отсутствие коррозии, недопустимых зазоров, а также целость сепараторов шариков или роликов. При обнаружении каких-либо повреждений подшипник подлежит замене.

Если при наружном осмотре никаких дефектов в подшипнике не обнаружено, но после промывки и смены смазки он показывает недопустимый нагрев (выше 95° С), или производит неравномерный шум, нужно проверить сборку подшипника или сменить его.

Полный осмотр подшипников производят при вынутом якоре. Такой осмотр следует приурочивать к планово-предупредительному ремонту, чтобы по возможности сократить количество разборок машины.

При смене подшипника качения перед посадкой на вал его следует подогреть в масляной ванне до температуры 80—90° С. В ванну подшипник подвешивают так, чтобы он был полностью в масле, но не касался стенок и дна ванны.

В процессе работы с подшипниками их следует оберегать от влаги и пыли, а также от ударов. Непосредственные удары по подшипнику без прокладок категорически запрещаются.

После установки подшипников рекомендуется проверить работу их на холостом ходу машины в течение 20—30 мин при номинальной скорости вращения.

На крупных электрических машинах применяются подшипники скольжения с кольцевой смазкой. Уход за ними заключается в периодической заливке их маслом, промывке, очистке разгрузочных канавок и сточных отверстий, проверке зазоров и смене смазки.

При отсутствии особых рекомендаций заводов-изготовителей электрических машин для смазки их подшипников следует применять: для машин мощностью до 100 кВт — масло марки «20» по ГОСТ 1707—51, а для машин свыше 100 кВт — масло марки «30».

Смену масла производят через каждые 1000 час работы подшипников, а также при загрязнении масла, но не реже одного раза в год. При заливке нового масла старое выпускают через спускную пробку, далее при открытой пробке подшипник сначала промывают керосином, а затем маслом, после этого пробку закрывают и подшипник заливают свежим маслом.

Масло в подшипник следует наливать до нормального уровня в соответствии с метками на подшипнике или его маслоуказателе. При недостатке масла подшипник может нагреться, а при избытке — оно разбрызгивается и загрязняет обмотки машины, т. е. портит изоляцию. Кроме того, избыток масла может вызвать остановку смазочных колец и, как следствие, перегрев подшипника выше допустимых 80° С.

При падении уровня масла его доливают примерно раз в неделю, в зависимости от количества часов работы машины.

После доливки или смены масла необходимо закрыть специальной крышкой отверстие, через которое подшипник заполнялся маслом, чтобы в него не могла попасть грязь или пыль.

Проверка величины зазора подшипника скольжения производится при очередном освидетельствовании машины, а также после каждого пришабривания вкладышей, вызванного перезаливкой в связи с ненормальным перегревом или срабатыванием. Заливка вкладыша баббитом производится обычно при заводском ремонте машин.

За износом подшипников необходимо внимательно следить, так как при большой выработке вкладышей якорь машины провисает, междужелезное пространство внизу машины становится меньше допускаемого, создается опасность соприкосновения между вращающейся (якорь, ротор) и неподвижной (магниты, статор) частями машины, что может повлечь за собой серьезную аварию. Особо важное значение это обстоятельство имеет для асинхронных электродвигателей, у которых величина междужелезного пространства значительно меньше, чем у машин постоянного тока.

Источник

Adblock
detector