Меню

Характеристика муфты сцепления трактора

Характеристика муфты сцепления трактора

Муфта сцепления тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 (рис. 1, а) фрикционная, сухая, постоянно замкнутая, однодисковая, с пружинным нажимным механизмом, тормозном и механическим приводом управления с пружинным усилителем (сервоустройством).

Ведущая часть муфты состоит из опорного диска, болтами прикрепленного к маховику, и нажимного диска с пружинами. Нажимный диск связан с опорным посредством трех обработанных приливов, свободно входящих в соответствующие прорези опорного диска.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Ведомая часть муфты включает ведомый диск и вал. Ведомый диск изготовлен из листовой стали и с обеих сторон облицован кольцевыми фрикционными накладками, со ступицей связан через пружины гасителя крутильных колебаний.

Для обеспечения плавности включения муфты под фрикционную накладку диска со стороны нажимного диска установлены упругие пластины.

Нажимный механизм пружинный, состоит из пружин, установленных в стаканы опорного диска и опирающихся на приливы нажимного диска.

Механизм выключения состоит из трех отжимных рычажков с регулировочными винтами, выжимной муфты (отводки муфты), дискового тормозка ведомой части и рычажного механизма сблокированного управления муфтой сцепления и тормозком.

В процессе технического обслуживания регулируют свободный ход педали (рис. 1, б) (40…45 мм по подушке педали) изменением длины тяги, проверяют полный ход педали (175 мм), регулируют момент включения тормозка изменением длины тяги 8, смазывают подшипники выжимной муфты и шарниры механизма управления муфтой сцепления и тормозком.

Муфта сцепления трактора Т-100М (рис. 2) сухая, однодисковая, непостоянно замкнутого типа.

Ведущая часть состоит из чугунного ведущего (среднего) диска, который свободно вращается на роликовом подшипнике на валу муфты сцепления. Ведущий диск связан с маховиком пятью упругими соединительными звеньями, набранными из прорезиненных пластин.

Ведомая часть — это два ведомых диска и вал муфты сцепления. Передний ведомый диск жестко закреплен на шлицах вала муфты, задний ведомый диск (нажимный) соединен с валом муфты зубчатой ступицей. К ведомым дискам прикреплены фрикционные накладки.

Нажимный механизм рычажно-кулачкового типа состоит из подвижной муфты включения с шариковым подшипником, пружинных сережек, крестовины и нажимных кулачков.

Тормозок дисковый. Один диск с фрикционной накладкой установлен на валу муфты сцепления, другой — на подвижной муфте включения.

Регулируют муфту сцепления накручиванием крестовины на ступицу зубчатой муфты. При правильной регулировке усилие на конце рычага управления муфтой должно составлять 150…250 Н.

Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К фрикционная, сухая, постоянно замкнутая, двухдисковая, с пружинным нажимным механизмом, тормозком и механическим приводом управления с пружинным сервоустройством.

Ведущая часть муфты — нажимный и промежуточный диски с ведущими шипами, которые свободно заходят в пазы маховика и кожух муфты. С обеих сторон промежуточного диска установлены отжимные пружины, устанавливающие промежуточный диск при выключении муфты сцепления в среднее положение между маховиком и нажимным диском. Отжимные пружины обеспечивают чистое выключение муфты сцепления.

Ведомая часть — два ведомых диска и вал муфты. Ведомые диски имеют фрикционные накладки и гасители крутильных колебаний фрикционного типа с демпферными пружинами.

Нажимный механизм пружинный, включает 20 пружин, размещенных в кожухе муфты.

Механизм выключения имеет отжимные рычажки с кольцом и регулировочной гайкой, выжимную муфту, колодочный тормозок ведомой части и сблокированное управление муфтой сцепления и тормозком.

В процессе технического обслуживания: регулируют свободный ход педали изменением длины тяги (30…40 мм), проверяют полный ход педали (150…160 мм), регулируют тормозок (при полностью выключенной муфте сцепления гайкой серьги тормозка устанавливают зазор между торцом бонки тормозной колодки и торцом гайки в пределах 3…4 мм), смазывают подшипники вала муфты и выжимной муфты через специальные масленки.

Читайте также:  Муфта обжимная для канализационных труб

Муфта сцепления трактора Т-25А фрикционная, сухая, постоянно замкнутая, однодисковая, с пружинным нажимным механизмом.

Ведущая часть муфты — опорный диск, закрепленный на маховике, и нажимный диск, связанный с опорными тремя направляющими пальцами.

Ведомая часть муфты — стальной ведомый диск с фрикционными накладками и вал муфты.

Нажимный механизм пружинный, с 12 пружинами в стаканах опорного диска.

Механизм включения состоит из отжимных рычажков с опорными регулировочными болтами, выжимной муфты с упорным шарикоподшипником и рычажного механизма управления муфтой при помощи педального привода.

Источник

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления.

Муфта сцепления трактора предназначена для отсоединения работающего двигателя от трансмиссии (силовой передачи) во время переключения передач, кратковременных остановок и плавного трогания машины с места. Муфта сцепления также предотвращает остановку двигателя при включении ее во время резкого возрастания сопротивления на рабочем органе навесного и прицепного оборудования. Размещают муфту между двигателем и коробкой передач (см. рис. 9, рис. 10).

При включенной муфте сцепления крутящий момент и вращение маховика двигателя передается коробке передач, при выключении муфты вращение коробки передач и всей трансмиссии прекращается.

В гусеничных и колесных (малой и средней мощности) тракторах применяют в основном механические муфты сцепления, в которых крутящий момент передается силами трения ведомых и ведущих дисков, плотно прижатых между собой пружинами. Сила трения зависит от фрикционных свойств материалов, из которых выполнены диски. Для повышения эффективности работы муфты и уменьшения ее габаритов применяют фрикционные кольцевые накладки, приклепываемые или наклеиваемые к ведомым дискам. Фрикционные накладки прессуют из смеси асбеста и металла. Используют также специальные виды пластмасс, металлокерамику. Ведущие диски изготовляют из стали или чугуна.

Применяют преимущественно сухие муфты сцепления. Фрикционные элементы сухих муфт работают без смазочного материала на рабочих поверхностях. При попадании масла на рабочие поверхности сухих муфт нарушается нормальная работа фрикционных элементов, один диск начинает скользить по другому, передача крутящего момента прекращается. Буксование дисков муфты сопровождается изнашиванием и нагревом рабочих поверхностей, и муфта перестает работать.

Механические сухие муфты сцепления подразделяют по числу ведомых дисков на однодисковые и двухдисковые.

Наиболее распространены однодисковые муфты, применяемые на колесном тракторе, и двухдисковые муфты — на гусеничном тракторе.

Однодисковую муфту сцепления с постоянно замкнутым пружинным механизмом (рис. 13) применяют на колесных тракторах типа «Беларусь».

Ведущими дисками муфты являются маховик 1 и нажимный диск 3, установленный на трех призматических выступах в пазах опорного диска 5, который прикреплен к маховику жестко с помощью шпилек 13, ограничительных втулок и корончатых гаек. Двенадцать нажимных пружин 4 расположены равномерно по всему периметру окружности между дисками 5 и 3.

На выступах нажимного диска на осях 12 установлены шарнирно отжимные рычаги 10. Положение рычагов регулируют винтами и контргайками 14. Рычаги постоянно прижимаются к опорным поверхностям пружиной, расположенной на оси 12.

Шлицевая ступица ведомого диска 2 размещена на выходном валу 17. На ступице установлен ограничительный диск 6. Через демпферные пружины он соединен с диском 2, на который с двух сторон наклепаны кольцевые фрикционные накладки 8.

Устройство, в котором ведомый диск 2 соединен с ограничительным 6 с помощью восьми пружин, расположенных по окружности, называют гасителем крутильных колебаний. Гаситель обеспечивает плавность включения муфты сцепления.

Читайте также:  Муфта 5 передачи шевроле лачетти

Муфту сцепления включают и выключают отводкой 16, которая через выжимной подшипник 15 нажимает на лапки рычагов 10 и через опорный диск 5 отводит нажимный диск, преодолевая действие нажимных пружин 4.

Отводка и опорный подшипник перемещаются к лапкам рычагов механизмом выключения через рычаг 23, который при выключении муфты поворачивается на оси против часовой стрелки (на рис. 13 показано стрелкой), при включении — по часовой стрелке.

Отличительная особенность муфты — наличие тормозка 19, который включается автоматически при выключении муфты сцепления. Тормозок служит для быстрой остановки выходного вала и связанного с ним входного вала коробки передач для легкого и безударного переключения передач, уменьшения торцового изнашивания шестерен. Тормозок включает в себя ведущий диск с фрикционной накладкой (на рис. 13 показан справа), установленный на шлицах выходного вала 17 сцепления, и ведомый диск, установленный на шлицевом соединении стакана, закрепленного неподвижно на корпусе. При повороте рычага 23 он воздействует с помощью тяги на кронштейн 18 отводки и тормозок автоматически затормаживает вал сцепления.

Детали и механизмы муфты сцепления смонтированы в едином литом корпусе 21 вместе с валом отбора мощности и понижающим редуктором.

Для включения и выключения муфты применяют механизм управления (рис. 14), приводимый в действие от ножной педали.

Педаль 1 закреплена в клеммовом зажиме болтом 2, который жестко присоединен к рычагу 3. Рычаг установлен на оси 4 и с помощью тяги 10 воздействует на рычаг 12 управления муфтой сцепления. При нажатии на педаль рычаг 12 поворачивается против часовой стрелки и выключает сцепление. Одновременно тягой 14 с пружиной 13 сдвигается кронштейн отводки тормозка и он замыкается, останавливая вал муфты. Пружина 13 на телескопической тяге 14 обеспечивает нажатие с определенной силой ведомого диска на ведущий диск тормозка. Пружина 5, установленная на кронштейне 8, отжимает педаль 1 в крайнее положение I, когда муфта сцепления включена.

Регулирование муфты сцепления заключается в установке зазора между подшипником отводки и рычагами, а также в регулировании свободного хода педали и длины блокировочной тяги тормозка. Зазор между подшипником отводки и всеми отжимными рычагами должен быть одинаковым и равным 3 мм.

При работе трактора фрикционные накладки изнашиваются и ход педали уменьшается. При ходе педали менее 30 мм регулируют свободный ход и длину тяги блокировочного тормозка, для этого сначала вынимают палец 16, разъединяя рычаг тормозка от тяги, далее отпускают болт 7 кронштейна 8 и освобождают пружину 5. Изменяя длину тяги 10, устанавливают нормальный ход педали, равный (например, у трактора типа «Беларусь») 40. 45 мм. После этого закрепляют болтами кронштейн и пружину 5. Затем проверяют длину сжатой пружины 13 тормозка (должна быть 35 мм), регулируют длину тяги 14 и устанавливают палец 16 крепления тяги в кронштейне. Если правильно отрегулирована длина тяги тормозка, то при выключении сцепления пружина 13 должна дополнительно сжиматься на 3. 4 мм.

Источник

Устройство и принцип действия муфты сцепления

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения. На тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого ВОМ в сборе (рис. А)

  1. маховик
  2. ведомый диск в сборе
  3. нажимной диск
  4. стакан пружины сцепления
  5. пружина нажимная сцепления
  6. опорный диск
  7. ступица ведомого диска
  8. демпфер
  9. диск поддерживающий
  10. пластина пружинная
  11. накладка фрикционная
  12. диск ограничительный
  13. рычаг отжимной
  14. штифт опорный
  15. ось
  16. палец
  17. втулка
  18. гайка корончатая
  19. пружина
  20. контргайка
  21. винт регулировочный
  22. подшипник
  23. отводка муфты сцепления
  24. кронштейн отводки
  25. шестерня промежуточная
  26. вал ведущий привода ВОМ
  27. вал силовой передачи
  28. кронштейн отводки тормозка
  29. вал вилок включения
  30. вилка включения
  31. отводка тормозка
  32. диск ведущий тормозка с накладкой
  33. пружина фиксатора
  34. шарик
  35. рычаг переключения понижающего редуктора
  36. крышка люка редуктора
  37. рычаг вилки
  38. шестерня ведущая понижающего редуктора
  39. подшипник игольчатый
  40. муфта зубчатая
  41. подшипник игольчатый
  42. вал ведомый привода ВОМ
  43. муфта соединительная
  44. валик переключения двухскоростного привода ВОМ
  45. втулка бронзовая
  46. шестерня ведомая привода ВОМ II ступени
  47. шестерня ведомая привода ВОМ I ступени
  48. вилка
  49. рычаг сцепления
  50. вал выключения сцепления
  51. масленка
  52. пробка
  53. корпус сцепления
Читайте также:  Муфта пквнтпб в расшифровка

Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. А), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, который крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пружин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.

На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штифты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, имеющей шлицы для подвижного соединения с силовым валом 27, демпферного устройства — гасителя крутильных колебаний, диска с двумя прикрепленными к нему фрикционными накладками 11. Одна накладка прикреплена непосредственно к диску с помощью латунных заклепок, вторая — со стороны нажимного диска через шесть пружинных пластин 10 стальными заклепками.

Крутящий момент передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.

Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 10, рычаг сцепления 12 (рис. Б) и две вилки 48 (рис. А), закрепленные на валу 50 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соединений.

Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 52, и масленку 51, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через специальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.

Управление муфтой сцепления (рис. Б)

  1. стержень подушки
  2. болт
  3. педаль сцепления
  4. ось
  5. пружина
  6. болт упорный
  7. болт
  8. кронштейн
  9. масленка
  10. тяга
  11. вилка
  12. рычаг
  13. вилка
  14. тяга
  15. пружина
  16. контргайка
  17. рычаг
  18. болт

При нажатии на подушки педали сцепления 1 (рис. Б) отводка, перемещаясь по кронштейну 24 (рис. А), через выжимной подшипник нажимает на отжимные рычаги. Отжимные рычаги, упираясь регулировочными винтами в опорные штифты, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого — муфта сцепления выключается. При отпускании педали происходит включение муфты сцепления.

В исходном положении педаль сцепления удерживается усилием пружины 5 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 3 в обратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 4, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 9, ввернутую в ступицу.

Источник

Adblock
detector