Меню

Как смазать подшипники электродвигателя вентилятора

Как и чем смазать вентилятор

Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.

Смазка напольного бытового вентилятора

Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.

Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?

  • При нажатии на кнопку запуска винт несмазанного прибора может просто не придти в движение.
  • Винт приходит в движение только от руки.
  • Винт очень медленно набирает обороты.

Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.

Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя

Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.

Порядок выполнения работы:

  1. После снятия пластикового кожуха и защитной сетки открывается доступ к мотору. Мотор отсоединяется от поворотного механизма и проводов.
  2. В процессе работы на вал наматывается различный мусор и пыль. Его надо очистить от загрязнения, при этом его разбирать не надо. Достаточно будет 2-3 раза попшикать

Бытовой напольный вентилятор

  1. WD-40 на основание вала (туда, где стоит подшипник) и немного пальцами покрутить вал. Смесь глубже проникнет в подшипник и вымоет всю грязь.
  2. После очистки от загрязнения вал необходимо протереть и капнуть на подшипник пару капель жидкого машинного масла для швейных машин. Для смазывания хорошо подходит масло И-20.
  3. Поворотный механизм тоже очищается от грязи. На шестерни наносится густая смазка типа солидола, а на втулки капается масло.
  4. После всех операций нужно оставить детали мотора, пока с них не стечёт весь излишек. В конце детали вытираются насухо и вентилятор собирается в обратном порядке.

Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию

Смазка подшипника асинхронного двигателя

Смазка неразборного вентилятора

Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.

Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.

Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой

  1. Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
  2. Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
  3. Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.

Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

  • Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
  • Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
  • Шприцем залить несколько капель масла.
  • Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.

Смазка подшипника неразборного двигателя

При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.

Смазка вытяжного вентилятора

Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.

Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора

  1. Вытяжной мотор вынимается из защитной решётки.
  2. Из двигателя извлекается крыльчатка. Крепёжный винт крыльчатки может сильно присохнуть к резьбе, потому что высохло всё масло. Его нельзя откручивать резко, нужно наращивать усилие постепенно.
  3. На подшипники капается по 2-3 капли машинного масла. Лить много масла не надо, это только повредит.
  4. После нанесения масла вал надо покрутить, чтобы оно лучше проникло к металлическим шарикам.
  5. Вытяжной прибор собирается в обратном порядке и может сразу же включаться.

Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии

Смазка кухонного вытяжного вентилятора

Для смазки мотора кухонной вытяжки подходят не все смазки. Шрус ли машинное масло могут не дать никаких результатов. Неподходящий состав исправляет ситуацию только на несколько дней, потом двигатель опять начинает перегреваться и шуметь. В таком случае может помочь жидка силиконовая смесь для работы в особо тяжелых условиях (температурный диапазон от -40 до +300 градусов Цельсия). Силикон будет защищать детали двигателя от жира, который всасывается вместе с воздухом. В остальном процесс смазки мотора вытяжки такой же, как и у вентиляционного двигателя. Вытяжку разбирать дольше, чем решётку вентиляции, но смазывать её надо чаще.

Если смазка не помогает

Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.

Читайте также:  Замена заднего ступичного подшипника авенсис 220

Источник

Как смазать подшипники электродвигателя вентилятора

общие принципы выбора смазки подшипника :

для начала сразу отметаем все смазки, содержащие пигментные и зернистые нерастворимые частицы — медь бронза и плакирующие, молибден и антизадирные, тефлон и скользящие — всё это не для высоких оборотов, ибо работают как абразив

для высоко-нагруженных тихоходных возможно годны, но не для больших оборотов — сказки что медь дескать полностью растворится в стали, и только вам одному из всей толпы за это ничего небудетЪ — оставьте дурачкам и реаниматорам гремящих рыдванов

любая зернистая добавка, это порошковый абразив — и способна разодрать и расточить оборотистый подшипник, за считанные дни — только чистое масло, только полностью помолекулярно растворимые добавки

. вода как критерий смазки — силикон, он же силиконовое масло ПМС, лучше выгоняет воду из предметов, чем нефтяные минеральные масла — и очень намного лучше, по сути силикон гарантированно осушает всё от воды

особенно если подшипник работает при брызгающей воде, или часто погружается на больших оборотах под воду — там дешевые нефтяные смазки легко взбиваются во взвесь с водой, и перестают активно смазывать подшипник — и главное, после вспенивания нефтяная смазка перестает выгонять воду с поверхности металла

. но, НО . силикон выдавливается из зазора метал-метал, до голого контакта — и сухой узел начинает раздирать сам себя, а подшипник быстро изнашивается в считанные недели

силиконовое масло ПМС в подшипник нельзя — просто выдавит силикон и начнет жрать голый сухой метал, быстро стачивая диаметр шариков, и растачивая ширину и глубину канавки обоймы подшипника — такой подшипник начинает люфтить шатая вал в бок, и греметь как щебенка

тут привет всем ремонтникам компуктеров, капающих силиконовое масло в подшипник за 100 рублей, и через месяц сдирающих с лоха 1000 за сложную замену вентилятора — совет таким, чем более текучее масло ПМС тоесть чем меньше его числовая маркировка, тем быстрее осушит и расточит подшипник — не надо капать ПМС-100 ведь существует ПМС-10, и даже выпускают ПМС-5 ))

однако силиконовое масло и смазки на его основе — идеальны для участков трения где одна сторона НЕ металл

пластик-пластик резина-резина пластик-резина, и даже метал-пластик метал-резина — что угодно но со второй стороны не должно быть металла — вот идеальные условия и применение для силиконовых смазок

. есть нефтяные спецсмазки держащие воду, или хотя бы временное погружение в воду — такие выпускают для авто-подвесок и водной техники, по большей части все очень вязкие

возможно годны авто нефтяные смазки для роликов ГРМ, условно держащие погружение в воду — но ихмо как то не для рыбаков по вязкости, и не для роликовых коньков чтоб гонять подшипники в луже весь день

а вот для комповых подшипников, автомобильные ГРМ смазки более чем подходят — тут вам и паспортные обороты до 3000-5000, и вязкость смазки заложенная именно для больших оборотов, и анти-разбрасывание от высоких оборотов есть

. катушки спинингов, роликовые коньки, итп водное высоко-оборотистое — читать форумы рыбаков — от практиков оно как то надежней

не знаю что скажут профи рыбалки и роллеры, но под воду как заменители дорогих смазок — на леску и осушение общих поверхностей без трения, я бы пробовал силикон ПМС-100 или 200 — на обволакивание закрытых полостей от малотекучего ПМС-60.000 до более вязкого ПМС-250000

на закрытые скоростные подшипники — только нефтяные, ибо силикон выдавливается досуха из зазора метал-метал и сухой подшипник раздирает сам себя — для работы с низким сопротивлением, брать нефтяные высокооборотистые с минимальной вязкостью базового масла, обычно её указывают

добавим низкотемпературность, и в такие хорошо укладывается SKF LGLT 2, и прочие машино-строительные производственные скоростные смазки — увы дорого, но по отзывам лучше чем смазки для роликов ГРМ

как теплолюбивые скоростные SKF LEGE 2, или гуглите варианты смазки для бормашинок — там до 30.000 оборотов норма постоянной нагрузки, в безщеточных до 50.00 об/мин

. силиконовые масла ПМС-100 и 200 стоят от 200 руб за 100 мл, или 30-60 руб за 10 мл — есть в ремонтных и радиомагазинах типа чип-и-дип вольмастер сириус — там же часто завозят густое пмс-60000 фасовкой по 100 мл

ПМС-250000 и более высокие вязкости — уже редкость в маленькой фасовке и шприцах, такую ищите по аудио-форумам как демпферная жидкость — в большой фасовке бывает как жидкость для вискомуфт, от 500 руб за 1 литр

ЦИАТИМ 221F — исходный 221 смесь нефтяного силиконового масла, приписка F современная версия с добавлением порошка тефлона — слагают легенды, но большинство чушь от невникающих людей — обе версии негодны в подшипники, по причине силикона и абразивной добавки

вазелин силиконовый КВ-3 — вазелиновое масло загущенное твердым аэросилом, который является очень неплохим абразивом и часто применяется как отдельное средство полировки — негоден как смазка вообще, однако хороший герметик для статичного зазора прокладка-корпус и мест с редким раскручиванием резьбы

еще круче чем силикон, Krytox DuPont — дисперсия тефлона на перфторполиэфире, что более морозостойкая основа чем силикон, от -75°C до 350°C иногда до 400°C — содержит пигментные частицы тефлона 0,2 микрона, которые могут расточить канавку шарикоподшипника

Читайте также:  Замена подшипников в ступице кайрона

. масла ПМС и Krytox DuPont, пригодны для контакта пластик-пластик в принтерах или игрушках — не уверен за ЦИАТИМ 221, хотя он и создавался как морозостойкая смазка резиновых манжет в авиатехнике

медицинское вазелиновое масло, химически чистый заменитель жидких автомасел, без кислот щелочей и серы — пригодно как покрывное и жидкая пропитка если нет вспенивания и смывания водой, слишком текучее для подшипников — в аптеке 60-90 руб за 100 мл

туба вазелин медицинский без добавок, химически чистый заменитель густых автосмазок, без кислот щелочей и серы — пригодно как покрывное и обмазка если нет вспенивания и смывания водой, на подшипники можно при полном форсмажоре и отсутствии под рукой даже Литол-24, хуже литола по расслаиванию и термостойкости, обязательно заменить как можно скорее хотя бы на литол — в аптеке 30 руб за тюбик 30 мл

. оба последних пункта, хороши для принтеров и пластмассовых шестеренок, если покупать силикон вам дорого — авто смазки делают пластмассу ломкой предположительно вымывая пластификатор — очищенное медицинское ваз.масло, не содержит растворителей и химии окисляющей присадки пластика

. вазелиновое масло, хорошо работает как пропитка кухонных досок и банных полоков, от впитывания в дерево жидкой грязи и жиров — ваз.масло не полимеризуется никогда, при внешнем смывании защита будет самовостанавливатся подкачкой масла из глубины дерева

можно пропитывать бумагу и книги ваз.маслом от лишней влажности и плесени — хотя для бумаги на обволакивание множества волокон равномерным тонким слоем, лучше работает силиконовое масло — после такой пропитки бумагу будет невозможно склеить или покрасить, все ремонтные работы с книгой проводите до покрытия маслом

помните о температуре применения, смотрим на чистые основы смазок и их заменители — силикон замерзает в -40 -60, а медицинское вазелиновое масло уже -10 — если вам нужна зимняя смазка, всегда сначала думайте о температурах вашего региона

Источник

Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.
Читайте также:  Замена подшипников в станках с чпу

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Источник

Adblock
detector