Меню

Замена подшипников рубанка байкал

Все о ремонте электрорубанка своими руками, а также как разобрать, собрать и натянуть ремень

Электродвигатели дешевых рубанков имеют низкую ремонтопригодность. Но в этом инструменте есть несколько нагруженных узлов, менять которые не просто нужно, а иногда необходимо. Их износ предусмотрен производителем, и они считаются практически расходными деталями. Это щетки электродвигателя, ремень привода и ножи. Большинство моделей поставляются вместе с этими запасными деталями в комплекте.

Что нужно для ремонта своими руками

Потребуется отвертка со шлицами, точно подходящими к винтам крышек. Это важно, так как неподходящая отвертка может свернуть шлицы, и тогда открутить винты не удастся. Вместо отвёртки можно использовать шуруповерт с подходящей битой.

Шлицы на разных рубанках могут быть простыми (прорезь-полоса), крестовыми разных размеров, с внутренним шестигранником или звездочкой. В последнем случае в комплекте должен быть специальный ключ под оригинальные шлицы. Если его нет, можно подобрать подходящий из универсальных наборов.

Для замены подшипника потребуется накидной или торцовый ключ под контргайку шкива.

Как разбирается и собирается электрический рубанок

Разные модели разбираются по-разному. Главное отличие: корпус из двух половинок или цельный.

  • первый вариант разбирается раскрытием половинок корпуса после раскрутки всех винтов;
  • у второго откручивают боковую крышку, и из монолитного корпуса извлекают узлы.

Ничего сложного в разборке электрорубанков нет. Надо лишь внимательно осмотреть инструмент перед разборкой и обнаружить все до последнего винты крепления.

Сменные детали находятся под боковыми пластмассовыми крышками. С одной стороны под крышкой – графитовые щетки электродвигателя. С другой стороны рубанка – шкивы и ремень. Для доступа к ним достаточно открутить 3 или 4 винта (зависит от модели) и снять крышки.

Доступ к графитовым щеткам на разных моделях разных брендов решен по-разному. Есть варианты, когда щетки меняют, просто выкручивая пластмассовые винтовые заглушки на корпусе напротив якоря электродвигателя, не снимая крышки.

Полная разборка электрорубанка в домашних условиях практически не требуется, за исключением случаев утилизации, когда надо отделить пластик, цветные и черные металлы.

Полная разборка с располовиниванием корпуса проводится для замены и ремонта электродвигателя и выполняется в мастерских. Разбирать инструмент полностью просто «чтобы почистить» нет никакого смысла. Для чистки достаточно выкачать пылесосом пыль из вентиляционной решетки электродвигателя. А чтобы в этом вообще не было необходимости, инструмент надо хранить в закрытом от пыли месте.

Чистить приходится пазы посадки ножей рубанка при их замене.

Ножи меняются без разборки корпуса, доступ к их установке открыт сверху. Достаточно повернуть барабан так, чтобы винты крепления были доступны.

Как разобрать электрорубанок Хаммер, можно посмотреть на видео

Сборка

Детали собираются строго в обратном порядке. Для того, чтобы ничего не растерять, все детали нужно раскладывать последовательно, по очереди их снятия, на стол без посторонних предметов. Если все-таки приходится разбирать сложный узел, сегодня мастера иногда используют современные возможности – просто снимают на смартфон «как было», чтобы потом собрать, если что-то забылось или запуталось.

Как натянуть ремень

На дешевых простых электрорубанках нет функции регулировки натяжения ремня. Чтобы она была, электродвигатель должен быть закреплен не жестко в отверстиях, а в пазах. Пазы дают возможность сместить двигатель вместе с ведущим шкивом вперед или назад, чтобы натянуть или ослабить ремень.

Читайте также:  Задний ступичный подшипник ваз 2109 маркировка

Для того, чтобы снять старый и одеть новый ремень на рубанок, нужно:

  1. Отпустить крепления двигателя. Двигатель сместить к барабану, ослабив натяжку ремня.
  2. Снять старый ремень, осмотреть на наличие дефектов и при наличии трещин и каких-либо других дефектов заменить на новый.
  3. Натянуть ремень снова.

Если нет натяжных пазов, ремень просто стаскивают, прокручивая шкивы. Новый натягивают также руками, с усилием. Сначала ремень всегда одевают на маленький шкив, затем частично на больший. Прижимая ремень и проворачивая шкив, ремень сажают на место.

Если ремень электрорубанка слишком жесткий и не натягивается, можно попробовать разогреть его в горячей воде температурой 40-50 С в течение минуты. Перегревать ремень нельзя, так как он может потерять свои свойства, огрубеть или деформироваться.

Как поменять ремень

На электрорубанках фирмы Интерскол ремни меняются также, как и на большинстве остальных. То есть, механизм выполнен по классической схеме. Откручивается крышка, натягивается ремень так, как описано выше.

В представленном видео показана полная разборка электрического рубанка Интерскол, а также возможные нюансы, возникающие в процессе разборки.

Замена подшипников на рубанке Макита

Для замены подшипников ножевого барабана электрорубанок разбирается практически полностью (располовиновается). Как это делается, можно посмотреть на видео:

На этом видео электрорубанок Макита разбирался просто от нечего делать, чтобы почистить внутренние детали и помыть корпус водой с мылом. Но при этом открывается доступ к подшипникам. Их стаскивают с валов съемником подходящего размера, на их место ставят новые и собирают инструмент в обратном порядке.

Подшипники роторов электромотора меняют крайне редко, точнее почти никогда. Чаще всего они успешно отрабатывают весь срок службы инструмента, за исключением случаев брака.

Подшипники барабана выходят из строя чаще, так они вращаются на более высоких оборотах и стоят на барабане с ножами, который испытывает достаточно большие нагрузки при работе. Доступ к этим подшипникам на разных моделях открывается по-разному. На одних требуется располовинить весь рубанок. На других можно снять шкив, крышки кареток (держателя подшипников) и вытащить их из посадочных гнезд.

Прежде чем снять подшипник, снимают шкив. Здесь следует быть внимательнее. Сначала откручивается контргайка. Классически шкивы сажают на голые валы со шпонкой, сидящей в пазу, чтобы шкивы не проворачивались. На электрорубанках шкивы закручиваются на резьбах и фиксируются сверху контргайкой. При этом резьба может быть как правой, так и левой. Определить направление резьбы обязательно, иначе вместо откручивания будет затягивание.

Определяют направление резьбы двумя способами:

  1. По ходу первого начального витка, который может быть виден перед контргайкой.
  2. По направлению вращению шкива. Как правило, резьбы на таких узлах работают «на самозатяг», чтобы гайки не раскручивались по ходу вращения при работе. То есть, если шкив при работе вращается по часовой стрелке, то и откручивать его нужно тоже по часовой стрелке. Хотя могут быть исключения.

Часто встречающиеся неисправности

Все проблемы следует делить на две группы: неисправности электродвигателя и все остальные.

Электродвигатель можно считать отдельным узлом. Если выгорают контакты якоря под щетками, случается межвитковое замыкание или горит обмотка, двигатель не ремонтируется. На дорогих профессиональных моделях иногда есть смысл заменить двигатель на оригинальный. Менять двигатель на изношенном дешевом электрорубанке смысла нет, проще купить новый инструмент.

Читайте также:  После замены подшипника передней ступицы появился скрежет при движении

Две частые и простые неполадки электрической части, которые легко устранить своими руками в домашних условиях:

  • износ щеток;
  • обрыв провода питания.

Щетки

О проблемах со щетками говорят следующие признаки:

  • двигатель теряет мощность;
  • работает более шумно;
  • под вентиляционной решеткой сильное искрение;
  • в воздухе запах озона.

В этом случае следует немедленно прекратить работу. Иначе выгорят контакты на роторе (якоре) и замена щеток на новые уже не поможет.

Как правило, сильнее стирается одна щетка. Вторая остается достаточно длинной. Если это так, можно сменить одну щетку. Если короткими стали обе щетки, меняют их вместе.

На разных моделях щетки крепятся и меняют по-разному. Поэтому замену щеток начинают с изучения конструкции электрорубанка.

  • если на корпусе у вентиляционной решетки двигателя есть две заглушки, их откручивают и извлекают щетки с пружинами;
  • если резьбовых заглушек нет, снимают боковую панель, открывая доступ к валу ротора и щеткодержателям.

Проводка

Провода ручных электрорубанков чаще всего ломаются в двух местах: на месте сгибов ближе к входу в инструмент и вилке:

  1. В первом случае – из-за большого числа циклов изгибов.
  2. Во втором – обгорание провода в вилке из-за неплотного контакта с розеткой. Для диагностики следует открыть крышку в том месте, где присоединяется провод и проверить питание «контролькой». Если электричество не поступает, меняют весь провод.

Нерентабельные поломки

Другие неполадки электродвигателя не специалисту в домашних условиях устранить сложно. Чаще всего нет смысла это делать и в мастерских из-за дороговизны ремонта и отсутствия гарантий. Маловероятно, что уже достаточно изношенный рубанок с новой, но не оригинальной запчастью прослужит долго.

Механика

Из механических неполадок легче всего устраняется обрыв ремня. Если рубанок исправно работает, мотор развивает обороты в штатном режиме, а барабан не крутится, это 100% обрыв или растяжение и проскальзывание ремня.

Неисправность подшипников ножевого барабана проявляется повышенным шумом и вибрацией.

Работать в этом случае уже нельзя. Разрушения будут нарастать, в итоге барабан с ножами начнет прыгать и перестанет строгать или заклинит. Подшипники меняют на новые. Это стандартизированные детали, и подобрать аналог несложно.

В советские времена подшипники маркировались простыми номерами (202, 205 и т.д.) Современная маркировка сложнее, но подобрать по ней подшипник не проблема. Если неизвестна маркировка, можно подобрать подшипник по внешнему и посадочному диаметрам и ширине обоймы в мм.

На видео замена подшипников электрорубанка SKIL 1565 LD:

На видео съем подшипника решен остроумно. Посадка подшипника выполняется неграмотно. Для этого используются металлические трубки, соответствующие диаметру внешней или внутренней обоймы:

  • для посадки во внешнее гнездо – трубка по внешнему кольцу;
  • для посадки на вал в других вариантах – трубка по диаметру внутреннего кольца, чтобы не разрушить сепаратор.

При посадке важно не допустить перекоса обоймы. При ударах нижняя часть ножевого барабана должна опираться на твердую поверхность, а не удерживаться за счет пластикового корпуса, как на видео. Хотя можно посадить подшипник и при такой опоре, но без перекосов и аккуратными легкими ударами. При сильных ударах может повредиться нижняя сторона корпуса.

Надо сказать, что далеко не на всех моделях посадка подшипника выполнена так, как у SKIL 1565 LD. У многих вал подшипника в монолите с барабаном и не снимается отдельно. И сам подшипник посажен не в барабане, а в корпусе электрорубанка. Тогда его снимают по-другому.

Если исключить электродвигатель, то электрорубанок – это простой механизм, в котором ломаться особо и нечему.

В любом случае, механическая часть любого электрического рубанка проста. Т.к. это всего лишь 2 ножа закрепленных на валу с двумя подшипниками, которые в движении приводит электродвигатель. При желании можно разобраться в устройстве и устранить большую часть популярных неисправностей своими силами. И в этом всем вам поможет данная статья. Если остались вопросы, то задавайте их нам через форму комментариев расположенной сразу под этой статьей.

Читайте также:  Замена подшипника передней ступицы чери индис

Источник

Рубанок Baikal Е313. Сломался подшипник.

Хорошо, что мотор не сгорел, когда заклинило. Подшипник 6201zz. В продаже уже нашёл японский за 108 рублей. Однако вопрос: как его поменять и вообще предусмотрена ли такая процедура? Он вроде как впаян прям в этот пластик. Я думаю может нагреть термопистолетом и вытащить, и новый как-то «впаять» туда? Насколько важна «соосность»? Лучше наверное впаевать его по месту, т.е. прям одевая на вал. Подскажите пожалуйста.

Дачник_МО Впаянных подшипников не бывает. Бывает корпус отлит сразу с подшипником. Но, это не Ваш случай.
Картинка Ваша не открывается, перезалейте. Скорее всего будучи уже неисправным подшипник разогрелся сам и поплавил посадочное место в корпусе, где он стоит. Естесственно соосность нарушена. Подшипник тогда можно не доставать. Потому как необходимо менять энту самую корпусную деталь.
В 313-м 201-й подшипник стоит на барабане. Пластик, в который он сажается — это фланец (по терминологии производителя). Цена в среднем 100-150 руб. С небольшой доработкой подходит от Интерсколовских рубанков Р-82, Р-102. Найти не сложно.

с картинками беда тут — превью не поддерживается. Попробую так:

Посмотрел на Р-82. Что-то не шибко похож по форме. Что Вы подразумеваете под небольшими доработками?

Ну и как же без дурацкого вопроса:
И что будет если я вставлю всё-таки подшипник в мой поплавленый фланец?

Дачник_МО написал :
Посмотрел на Р-82. Что-то не шибко похож по форме

Возможно, Вы смотрели на Р-82ТС. Это действительно конструктивно другой рубанок. ИС Р-82 есть полный аналог Байкала Е-313, сменился только производитель, конструктив тот же самый.

Дачник_МО написал :
И что будет если я вставлю всё-таки подшипник в мой поплавленый фланец?

Две основных неприятности:

  1. Ось барабана и, соответственно, ножи будут не перпендикулярны направлению движения рубанка. Как это отразится на обрабатываемой древесине не скажу, могу только предполагать. Эффект, скорее всего, будет такой же как, если у автомобиля на небольшой угол повернуть задние колёса относительно направления движения автомобиля.
  2. Недостаточный натяг ремня (из-за уменьшенного межосевого расстояния между осью барабана и осью якоря), неминуемо приводящий к повышенному износу ремня и шкивов.
    Конечно же жить с этим можно. Пробуйте. Перед включением только проверьте, шоб ножи не затевали о платформу.

Дачник_МО написал :
Что Вы подразумеваете под небольшими доработками?

С внутренней стороны фланца придётся срезать небольшую каёмку пластика, чтоб не задевала о крыльчатку якоря.

Источник

Adblock
detector