Меню

Замена подшипников в сверлильном станке советского производства

Замена подшипников в сверлильном станке советского производства

хотя, отличия одного от другого минимальные.

quote: Originally posted by grafolog:

. Завтра обещали сверлильный станок привезти.

quote: Изначально написано El Diesel:
похож на НС-12. судя по внутреннему КМ в шпинделе- с литерой Б. смущает отсутствие Т- пазов на столе.
есть еще фото этого станка, с другмх ракурсов?

Пазы- не важно, погоды не делают, в любом случае фанерку, или тиски положите.

quote: поздравляю с приобретением!

quote: Пазы- не важно, погоды не делают, в любом случае фанерку, или тиски положите.

quote: Originally posted by Borz87:

есть у меня такой,

quote: вот ведь незадача, получается зря надрывался таская этот агрегат, ну да ладно летом в любом случае займусь переборкой, а там видно будет куда его.

quote: механизм подъёма у него адский!Опускать можно очень быстро,подымать очень медленно)зато кисти рук разрабатываются)

quote: Originally posted by Borz87:

чтобы она ненароком не рухнула вниз,

кольцом обваривать я бы побоялся, а вот внутрь чего-нибудь прихватить и по нему выбить самое оно.

quote: внутрь чего-нибудь прихватить и по нему выбить самое оно.

Источник

Восстановил сверлильный станок 2А112.

Несколько лет назад, по случаю, прикупил я чудо инженерной мысли СССР,
сверлильный станок с вариатором, 2А112 называется и вот, наконец, до него дошли шаловливые ручонки.
Машинка тяжёлая, под 100 кг чугуния.
Только мне, могло так повезти, раздобыть единственную модель сверлильного станка в Союзе, с вариатором.
Не, преимущества есть, тяжёленький, компактный, плавное изменение оборотов в диапазоне 700-4000 по паспорту и прочее.
Но единственная модель, с кое какими модификациями, но больше нету. Ёк! Об чём то говорит, не?? 😊 😊 😊
Денег отвалил целых 2500 рублей (тогда это целых 100 баксов), и за давностью лет, можно сказать, что уже и пофиг, ибо на восстановление уже потрачено гораздо больше.

Фотографировал процесс восстановления на пивную кружку, качество фото иногда весьма скромное. 😊

По-хорошему, была куплена станина станка, которую и надо было довести до ума.
Внешний вид нагонял уныние, и следующие недостатки только усугубляли положение.
Что надо было сделать:

1. Полная чистка и перекраска основных частей станка.
2. Замена кожуха, им можно пугать детишек, кривой и убогий.
3. Двигатель АОЛ 21-4, 270 Вт, 1400 об, кпд 54% не внушал доверия вовсе
4. Патрон люфтил и ржавый, под замену
5. Электрическая часть полностью устарела и отсутствие освещения рабочей зоны.
6. Люфт шпинделя, чувствовался даже пальцами.
7. Нет штатной рукояти штурвала шпинделя
8. Нет ремня. Новый ремень быстренько был прикуплен почти сразу, отдельное спасибо Грине.
9. Замена всех подшипников и смазки — по умолчанию.
10. Отсутствие тисков и прочих сверлильных приспособлений типа призмы и крепёжных болтов.

Рукоятки штурвала были восстановлены сразу, цинично пользуясь служебным положением, заказал токарку на родном заводике, благо найти винты с неполной резьбой, подходящие по размеру было не сложно, отрезать головки и нарезать резьбу умеют все.
Как и покраску в весёленький оранжевый цвет, для заметности.
Что удивительно, на вопрос токарям, а вот нет ли в заначке шариков на рукоятки, насыпали мешок и показали откуда можно скрутить ещё, если не найду нужные.
Но шарик нашёлся сразу, но где взять ещё теперь знаю.

Двигатель АОЛ 21-4, 270 Вт, 1400 об, кпд 54% было решено заменить на новый,
ибо это чудо ну совсем отказалось разбираться и подключаться к 220 В таком виде не было резона.
Выкинул в тёмный угол. Покупать точно такой же двигатель не имело смысла.

Электродвигатели устаревших серий А2, АО2, АО, АОЛ, АОС и т.п. начали выпускаться в 1957-59 годах.
На сегодняшний день эти серии давно сняты с производства, но до сих пор работают на оборудовании.
По своим техническим характеристикам и габаритно-присоединительным размерам устаревшие серии не совпадают с современной серией АИР (современный двигатели мощнее, меньше весят и компактнее).
Двигатели имели следующие исполнения:
А2 — защищенное исполнение двигателя со станиной и щитам из чугуна;
АО2 — закрытое обдуваемое исполнение со станиной и щитами из чугуна;
АОЛ2 — закрытое обдуваемое исполнение двигателя со станиной и щитами из алюминиевого сплава;

Оказывается, однофазный двигатель на 550 Вт 1400 об, проблема купить, но если хочется, то найти можно.
Ура-ура купил игрушку, называется АИРЕ71В4, 0,55 кВт, 1400 об/мин.
Размер двигателя очень схож с оригиналом, а вот мощность больше в 2 раза, что есть хорошо.
Благо изучил рынок и станки на 550 Вт дело вполне обычное, можно сказать крепкий середнячок в своём классе настольных станков и такой мощности вполне достаточно для работ в гаражной мастерской.
Привезя двигатель домой, не утерпел и подключил временно к сети 220 В, двигатель крутит, куда надо.
Ура, ура, уже победа, есть движение.
Утащил двигатель из дома в гараж на постоянное жительство.

Фотоаппарат и архивная папка на компьютере помогают не забыть, что и куда вставлялось.

Разборка этого сверлильного чуда была феерична (главное стронуть крепёж) и сопровождалась :
кряхтением и сопением, ибо тяжёлые железки таскать надо,
стуком кувалдочки,
скрипом резьбы,
рёвом болгарки с карщёткой
цветистой матерной руганью на ‘прямые’ руки предыдущих владельцев с упоминанием их умственных способностей и степени заточки верхних конечностей.
периодическим пшиканьем и неистребимым запахом WD40.

Читайте также:  Стиральная машина aeg lavamat замена подшипника особенности

Откалывание и очистка на покрашенных хрен пойми, какой марки краски поверхностях и крепеже занятие медитативное, требующее точности, глубокого дыхания и сосредоточенности.
Ласкового, но настойчивого применения силы, в виде удара кувалдочки по зубилу и строго периодического сметания пыли и грязи.
Было снято аж 4 слоя краски, включая родную заводскую.
Сточена полностью одна дисковая проволочная щётка для УШМ диаметром 125 мм .
В некоторых местах станка пришлось выгребать даже литьевую землю.
Очищен и надраен ‘как у кота’ закрашенный номер станка на латунной табличке.
Не думаю что это серийный номер, скорее инвентарный, с того завода, откуда я утащил сверлильный станок.
Все резьбовые отверстия были продуты и прогнаны метчиками и смазаны, во избежание, так сказать.

На удивление, большинство болтов класса 8,8, были в практически идеальном состоянии, без следов ржавчины и прочих дефектов, покрытие целое, и кроме чистки от старой краски и нанесения новой смазки на резьбу не потребовали замены или ремонта.
Уже радость.
Все родные мелкие винты М5 пришлось выкинуть, благо запасы крепежа радовали красивой и новой заменой.
шкивы были в нормальном состоянии и доработок не потребовали никаких.
Поверхность стола на опорной плите была ровная и хорошо сохранившаяся для своего возраста.
Тиски по столу катаются легко и ни чего не цепляют, нанёс на стол силиконовую смазку.

Чистка колонны и зубчатой рейки отдельная песня, WD-40 было много пролито.
Каждый зуб промыть и прочистить, убрать забоины и заусенцы. Щетка зубная и надфили наше всё.
Колонна, представляет собой, толстостенную трубу, поэтому таскать её было чуть легче, чем монолит.

Вал привода вариатора отказался сниматься с родного двигателя, пришлось заказывать новый.
Долго, нудно, но сделали ведь. 😊

Разобрал шпиндель станка.
Непосредственно со шпинделя спрессовал два подшипника радиально упорных,
Подшипники 36203Е с гордой надписью Made in USSR в ядрёной смазке, цвета шоколада, видимо времён Союза. Солидол вестимо.
Обиделся, пошёл в автомагазин, купил новый тюбик смазки для подшипников.
Так же снял ещё подшипники с гайки-регулятора вариатора и вала шпинделя.
В гайке регулировки вариатора стоял упорный подшипник 8110
на валу шпинделя — подшипник 205, замена на закрытый 80205 была очевидна.

Выкинул все подшипники и купил новые, в ближайшем магазине автозапчастей, благо там любые железки привозят под заказ.
Подшипники потом долго плавали в уайт-спирите, отмачивал от смазки и прочего мусора. Отмылись подшипники в лучшем виде, нанёс новую смазку, ибо нефиг.

Снятый шпиндель сильно огорчил своей кривизной.
Выставив на призмы шпиндель, по местам посадки подшипников, прибор показал биение конуса под сверлильный патрон В16 — 0,2 мм, что для сверлильного станка неприемлемо.
Да и конус под патрон был побитый жизнью.
Видимо шпинделем забивали сваи или еще, какие непотребства учиняли, как так уработать шпиндель, моя бурная фантазия, подсказывать отказывается.
Ремонт шпинделя был нереален, особенно шлифовка конуса.
По сему, шпиндель заработал полёт в металлолом по полной программе.

Новый шпиндель пришлось искать в интернете и купить недешево.
На ‘радость’ мне, приехала железка с увеличенным посадочным конусом до В18 и шестью пазами на хвостовике.
Грозило это увеличением бюджета на новый патрон раза в два.
Благоразумно дождавшись шпинделя, промерил его и только тогда заказал и купил быстрозажимной патрон В18 1-16 мм, старый патрон был годен только в качестве грузила.
При покупке патрона, даже ни разу не обхамили, а всё пожалте, будьте любезны и извольте.
Возмущен таким поведением, не по людски как то. Да ещё подсунули качественный товар.
Загнал шпиндель на призмы, биение конуса прибор показал целых 0,02 мм.
Что в 10 раз меньше биения старого шпинделя. Ура, прогресс.

А у меня в станке стоял шпиндель с 4 шлицами, пришлось менять и вал вариатора.
Угу, опять под заказ на производстве и сделали даже быстро, что называется за час, но в течение месяца.

Помимо замены шпинделя, необходимо было поменять и гайку закрепляющую подшипники, ибо старая гайка с четырьмя пазами не надевалась на шесть пазов.
Гайку ГОСТ 11871-88 нарыть удалось очень быстро, проточить 6 пазов надфилем, дабы гайка наделась на шлицы, прошла их и затянула на шпинделе радиально-упорные подшипники, было уже делом техники.
Развлечение то ещё, точной разметки и подгонки много.
И стопорную шайбу так же пришлось делать новую, пользуясь служебным положением, вырезал на лазерном станке. Чтобы гайка не раскручивалась.
Собранный шпиндель приятной тяжестью отзывался в руке.
Подшипники при сборке забил новой смазкой.
Впоследствии, при запуске станка биение сверла 10 мм в патрона было всего 0,07 мм, что тоже очень хорошо.
Возможно, надо поменять сверло и перемерить, но я сумел утащить индикаторную стойку с работы в гараж всего на вечер и пока утащить ещё раз не получается.

Двигатель подключил на мягкий многожильный медный обрезиненный кабель, сумел раздобыть по случаю, случайно увидел в Леруа.
Резиновую черную вилку на 220 В купил в магазине.
Прикрутил временно провода, вал вращается куда надо, для испытательных включений вилки в розетку хватит, пульт управления пока в работе.
Схема соединения фаз обмотки однофазных электродвигателей:

Читайте также:  Подшипник dmj xl5012x uu

Двигатели АИРЕ 71В4 имеют две обмотки — основную рабочую (U1, U2) и пусковую фазосдвигающую (Z1, Z2).
Основная обмотка подключается напрямую к сети напряжением 220в, а пусковая — через рабочий конденсатор,
сдвигающий фазу на 90 градусов, что и создает вращающееся магнитное поле.
Фазосдвигающая обмотка создает начальный вращающий момент и имеет мощность, равную основной обмотке.
Конденсатор и пусковая обмотка работают непрерывно — и в момент пуска двигателя, и во время его работы.
Схема соединения фаз обмотки и подключения двигателя через разъемы клеммной коробки показана ниже.

Дальше всё проще, обезжирить, покрасить и обратная сборка железа на место.
Красил серой молотковой краской, понравилась своим рисунком после высыхания.
Скромно и со вкусом.
После покраски, главное не забыть, что и куда вставлять при сборке.
Голый станок вызывает чувство технической старины, и вопрос где у него топка, чтоб уголь закидывать, был актуален.
Ну, ничего, покрасим, почистим, навесим новый двигатель и лампочку, на этом паровозе ещё полетаем к звёздам.

Так же прикупил большую кнопку пуск-стоп, хотя не, КНОПИЩУ, так правильнее.
Красное весло, размером с мужскую ладонь не заметить не возможно, да и промахнуться мимо оной, так же крайне тяжело.
Брутальненько получилось.
Нюанс подключения этой кнопки. Пятый, узкий контакт, надо соединить с соседним контактом.
Тогда кнопка внутри подключает электромагнитную катушку, и кнопка пуск блокируется, двигатель будет работать, пока не нажата кнопка стоп.
Вопрос подсветки рабочей зоны, был решён установкой светильника, с гибкой шеей и яркой светодиодной лампой.
Нарыл в гараже подходящие остатки настольной лампы, оставшиеся от какого-то старого проекта.
Основание куда-то запропастилось, а вот верх очень кстати пригодился.
Очень к месту пришелся и оранжевый цвет плафона.
Кронштейн под светильник сделал из квадратной трубы 40х40х2 мм, к станку закрепил парой винтов М6.
Чугун станка прекрасно сверлиться и нарезать резьбу тоже очень приятно.
Шкала с оборотов на передней части станка показывала примерно температуру на Марсе, от чего решил поставить на станок датчик оборотов.
С синенькой подсветкой цифр.
При установке надо помнить, что датчик реагирует только на один полюс магнита вращающегося на валу и датчик должен быть изолирован от корпуса станка любым диэлектриком.
Кусок толстого пластика типа оргстекло или текстолит подойдёт.
Так как датчик ещё где то шастает по просторам родины, а станок нужен, установлю его как только прибудет.

Кнопки включения светильника и датчика оборотов прикупил в ближайшем магазине электрики.
Заодно прикупил и блок питания на 12 В и 0,5 А, для датчика.

Всю электрику затолкал в большую серую пластиковую распаечную коробку.
Станок стал приобретать вид паровоза с реактивным двигателем.
Вся электрика заняла большую часть времени, доставка с Алиэкспресс весьма не быстрая.

Сюрприз очередной ждал в очень ответственном узле.
А именно, возвратная пружина пиноли отказалась работать.
После поисков в интернете выяснилось, что пружина, стоящая у меня на станке не родная, должна выглядеть совсем по-другому, и закреплена не так как есть в натуре.
Свежекупленную пружину от сверлильного станка 2М112 надо было доработать.
Отрезать внутренний загиб пружины, просверлить отверстие для крепления к вал-шестерне привода пиноли.
После, штатным винтом прикрутить пружину к ответной части, вставить всё куда надо и самое главное, ухитриться запихнуть на место стопорящий штифт, шпиндель стал нормально возвращаться в верхнее положение.

Новый двигатель отказался вставать на старые посадочные места, но подставки из квадратной трубы 40х40х4 пошли на пользу и крепежные отверстия под новый двигатель были делом техники.
Подставки так же решали вопрос ремня, ибо купленный ремень был длиннее того что по паспорту.
Кому интересно, родной ремень обозначается А1120 .
Так же заменил болт натяжения, который стоит под плитой двигателя на шпильку, чем сильно облегчил себе жизнь по монтажу двигателя на место и натяжку ремня.

Многие фото показаны не в хронологическом порядке, по той причине, что детали сначала изготавливались, монтировались, иногда менялись целиком для улучшения конструкции, потом красились, всё это происходило на фоне других работ по монтажу, электрике и прочему.

Кожух согнул из подходящих кусков жести.
Банальные жестяные подоконники времён СССР, кои периодически относят на свалку, при замене окон на пластиковые стеклопакеты.
Металлу хоть бы что, за столько лет лежания на улице.
Пара таких жестяных подоконников у меня лежали в заначке.
Согнул жесть в тисках на толстом уголке, насверлил отверстий и склепал конструкцию на вытяжные заклёпки.
Получилось, может и не сильно красиво, зато дешево, надёжно и очень сердито, кожух полностью закрывает движущиеся части станка.

В итоге получился вот такой полезнейший в нашем деле станок,
Подключается к сети 220В, сверлит ровно, тяжёленький, плавно регулирует обороты на ходу,
самое главное и приятное, стоит в моей мастерской,
так что напрягать цех, на родном заводике, по поводу сверления больше не буду.
В комплект купил призму и токарный патрон. Тиски пользую пока какие есть, ищу поменьше.
Из недостатков можно отметить шум при вращении шкивов вариатора, эдакое блям-блям-блям, особо не мешает,
и ещё вынос двигателя назад, от чего трудно подобрать подходящий стол для установки станка.

Читайте также:  Замена опорных подшипников форд фокус 2 рестайлинг своими руками

наконец то приехал датчик оборотов.
Установленный на кусок пластика цилиндр, расмером с палец, имеет на задней части лампочку.
Эта лампочка загорается, когда магнит проезжает мимо передней части.
настроить легко.
магнит закрепил на алиминиевом диске примитивно. ответстие в шкиве просверлил и зачеканил магнит по кругу. не выпадет никогда.
Синяя подстветка цыфр на монитре радует глаз.
Испытания показали, что диапозон изменения оборотов находиться в районе 930-3300 оборотов/мин.
с небольшими колебаниями, ну скажем +-10.
Это не соответствует паспортным данным, но и не огорчает. Большая тяжёлая дрель получилась.

[IMG]https://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/[/IMG]

Ну а чтоб не расслабляться, на восстановление есть токарный станок ТВ-4 и координатный стол.
Денег и времени займет . изрядное количество.

Есть ещё большое желание под сверлильный станок сваять собственную тумбу из уголка 50х50 мм.

Полезная информация по ремонту станка, фото и покупки запчастей были осуществлены благодаря следующим сайтам:

3а сим откланиваюсь, ВашЪ Serjant.

Я просто преклоняюсь перед упорством и подвижничеством. столько времени и усилий. Результат конечно более чем достойный, но труда.

а тахометр где?
куплен, но не поставлен?

Серег, ты маньяк в хорошем смысле 😊
Молодца.
За описание процесса премия литературная ждет.
Доберусь до компа, погляжу фотки крупно,ибо на телефоне не все видать.

При условии что современные станки ценой 30 +/- делают с расчетом сверления жести. А станок такого класса считается промышленным оборудованием и стоит вообще неподъёмно то все усилия более чем оправданы. Спасибо за мануал.

современные станки ценой 30 +/- делают с расчетом сверления жести.

Стойка Хитачи, за 36 брал, 10 мм бронзу/мельхиор грызет как бобер и безо всяких биений.

Класс!
Прочитал с большим удовольствием.
И работа, и подход, и описание!

И еще где реактивный двигатель и атомный реактор 😊 Круто. Что еще сказать, очень здорово.

TRYP
При условии что современные станки ценой 30 +/- делают с расчетом сверления жести. А станок такого класса считается промышленным оборудованием и стоит вообще неподъёмно то все усилия более чем оправданы. Спасибо за мануал.

+100.Бывает сверлишь каленую сталь под осевой и тд. этими хитачами и не покидает ощущение-что-то там прогинается — или стойка ,или столик.А это чревато

Работа по восстановлению станка у-ух! 😊

Джаш09
Бывает сверлишь каленую сталь под осевой и тд. этими хитачами и не покидает ощущение-что-то там прогинается — или стойка ,или столик

Никто никуда не прогибается. И каленые хвостовики сверлю.

вот до чего же приятно видеть такие темы .
Класс .

Маньячелло ! Выглядит станок после восстановления вааще круто .

Вот это аппарат! Вот это удача и золотые руки!

Однозначно супер! Целый день я вспоминал,где я видал такой. вспомнил!
В родной пожарной части ушатанный в хлам стоит уже лет пятнадцать..

Отличный станок!Да и работа проделана огромная,зато не зря!

Поздравляю! Впечатляющий результат. Тоже прошел через это, восстановил НС-12 и 2н106п. На НС-12 поставил частотник, совместно с тремя ручьями шкивов дает более низкие обороты при нормальном моменте, 700об многовато для такого большого и жесткого станка.

Прочитал с удовольствием. Прям триллер 😊
Можно только позавидовать вашему упорству и трудолюбию. Результат впечатляет.

У джета за 30 с хвостиком стойка из трубы с толщиной стенки 1,5мм. И дюже облегченные столики. 30 +/- это хоббийныее аппараты не профи и уж тем более не пром оборудование. Советский станок это пром оборудование по этой причине восстановление этих станков имеет смысл почти всегда. За исключением случаев, когда трудозатраты и (или) финансовые затраты превышают разумные пределы.
Сергей, респектище Вам!

если не планировать ближайшие 9 месяцев на нем что-то делать)

Завидую терпению и упорству. Станок смотрится надежно.

если не планировать ближайшие 9 месяцев на нем что-то делать)

))) Ну если надо сразу работать то нужно брать в рабочем состоянии, а не под восстановление. 😛

Когда восстанавливаешь какие нить старые механизмы, лично у мню в душе прям елей разливается! Ну, а уж благодарность, казалось бы «бездушного» железа могу подтвердить с личной подписью! Ведь они все живые, тока об этом мало кто знает! Серёж, ты молодец. Вложения время потрачены не зря.

если не планировать ближайшие 9 месяцев на нем что-то делать)

Вы батенька замахнулись- 9 месяцев.
Хотя я свой токарничек часовой уже с год делаю.
А закончу только к Новому Году.

Вопрос к Сержанту, а где видео, как сверлит при смене оборотов и как вообще вариатор в действие?

antonioMsk
Хотя я свой токарничек часовой уже с год делаю.
А закончу только к Новому Году

Бузусловно, станок в хорошие руки попал! А мог бы и в металлолом. весит то раза в три больше китайских аналогов. Отличная работа!

Ой спасибо, меня подобное чудо ждёт , когда я в ту сторону на машине поеду.только там запчастей поболя не хватает. Работа заглядение.

Я тоже такой, только без вариатора, в свое время спи. сал. Сейчас в гараже стоит, а двигатель через частотник запитан

Источник

Adblock
detector